[<10>] ====== Толкования на Деян. 9:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя** См. Толкование на [[new:act:09:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 9:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя** См. Толкование на [[new:act:09:03#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 9:3]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя** //Что означает противоречие в том, что в Деяниях написано о видении Павла? [Повествуя] о видении на дороге, Лука говорит, что бывшие с ним слышали голос, но никого не видели. Когда же он [передает], как Павел рассказывал о том же видении, [стоя] на лестнице, то говорит, что бывшие с ним свет видели, но голоса Говорившего не слышали.// С точки зрения исторического толкования это место весьма проницательно разъяснил Златоуст. Он указал, что первый рассказ, свидетельствующий, что бывшие с Павлом слышали голос, подразумевает, что они слышали голос Павла, сказавшего: //Кто Ты, Господи?// [[new:act:09:05|(Деян. 9:5)]], — а никакого другого человека, кроме Павла, они не видели. Второй же рассказ, свидетельствующий, что они видели свет, но голоса Говорившего не слышали, подразумевает, что они не слышали обращенный к Павлу голос Господа, но только видели свет. Согласно же созерцательному толкованию это место следует понимать так: познающему уму, как Павлу, сопутствуют помышления. Когда Слово в первый раз является уму, помышления лишь слышат отзвуки и подобия знания, но ничего ясного не видят. Когда же ум преуспевает и оказывается на лестнице [[new:act:21:40|(Деян. 21:40)]], то есть достигает возвышенного созерцания, то помышления [воспринимают] уже не подобия, а оказываются в полной мере сопричастны свету истины. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя** Что видение Савлом Господа не было какой-либо галлюцинацией, вызванной его внутреннею борьбою и направлением мыслей, ясно и из того, что оно ощущалось и спутниками Савла. "Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастие, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного промысла" (Феофил. ). В этих же видах, кроме света, спутники воспринимают и голос Говорившего, хотя и не удостаиваются видеть Его. В [[new:act:22:09|(Деян. 22:9)]] говорится, что спутники Павла //"голоса говорившего не слыхали".// Как примерить кажущееся противоречие этих двух мест Дееписателя, из коих в одном говорится о слышании, а в другом - о неслышании голоса? Очевидно, здесь надо различать слышание от слушания. В то время, как Савл не только слышал, но и разумел слышимое, знал и Говорившего и то, что говорилось, - спутники его только слышали звук голоса, не понимая ничего из слышимого. Другой любопытный пример подобного неодинакового восприятия звуков см. [[new:in:12:28|(Ин. 12:28-29)]]. [<10>]