[<10>] ====== Толкования на Деян. 9:36 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: серна; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь** См. Толкование на [[new:act:09:26#svt_ioann_zlatoust|Деян. 9:26]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 36-43 **Во Иоппии же бе некая ученица именем Тавифа, яже сказаема глаголется Серна: сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяще. Бысть же во дни тыя болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице. Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои: и видевши Петра, седе. Подав же ей руку, воздвиже ю: и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу. Уведано же бысть се по всей Иоппии: и мнози вероваша в Господа. Бысть же дни доволны пребыти ему во Иоппии у некоего Симона усмаря** **Именем Тавифа**. Лука поставляет и имя ее, показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по божественному домостроительству. **Бысть болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице**, то есть, сделали все, что следовало сделать над умершим. Послаша же бывшие во Иоппии ученики к Петру, **моляще его не обленитися приити до них**. Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят чрез двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и делать им затруднения в деле проповеди. Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. **И предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна**. Выражение: с ними сущи, показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними, и жила с ними, и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. **Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися**. Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа. Преклонь колена. Усердную совершает молитву. Потом поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. **И призвав святыя и вдовицы, постави ю живу**, одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершивши такое великое чудо, он ищет пристанища не у ней, и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: серна; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь** В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна», то есть козочка или дикая коза. Означает же она души, возвышенные из-за стремления к добродетелям, но достойные презрения, по мнению людей. Блаженный Лука не стал бы развивать объяснение этого имени, если бы не полагал, что в нем заключена большая тайна. Козочка и серна - это животные, по природе похожие, но по размеру разные, живущие на высоких горах и даже издалека видящие всех, кто идет. Поэтому, из-за остроты зрения, они называются по-гречески газелями. Так, бесспорно, и святые, обитающие благодаря своим делам в горних, мысленным созерцанием мудро устремляются к небесному и в то же время осторожно внимают себе. Ведь то, что эти животные являются чистыми по закону [[old:lev:11:03|(Лев. 11:3;]] [[old:vtor:14:06|(Втор. 14:6)]], но робкими и миролюбивыми по природе, позволило Марциалу, описывая их, говорить: «Вепрь внушает страх зубами, рога защищают оленя, а мы - миролюбивые серны - являемся только добычей». Разве это ясно не означает тех, кто старается жить просто и разумно поступать, словно ступать раздвоенным копытом и, постоянно размышляя, повторяют слово Божие? Такие люди, если даже и встречают духовную смерть по невежеству или слабости, благодаря непорочности устремления заслуживают восстановления, что произошло с самим Петром, к которому непосредственно может быть отнесено написанное о серне. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: серна; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь** Иоппия, в древности славный приморский город, в Палестине. Теперь он называется Яффою, где обыкновенно пристают путешествующие чрез Средиземное море к святым местам, в Иерусалим. Некоторая **ученица**, то есть верующая в Иисуса Христа, или христианка, по имени Тавифа, что с еврейского языка значит Серна. **Она была исполнена добрых дел и творила много милостыни**. Не без причины повествователь говорит о добродетелях Тавифы: этим объясняется, почему она удостоилась чрезвычайного дара от Бога. **Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь**. Какие добрые дела совершала Тавифа, св. Лука не показывает, но особенно упоминает о том, что она подавала много милостынь. Может быть, ее добродетели были: молитва, пост, попечение о больных и подобные; но особенною ее добродетелию было раздаяние милостыни. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 36-37 **В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: серна; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице** **В Иоппии** - ныне Яффа, древний торговый приморский город к северо-западу от Иерусалима. **Ученица**, т. е. христианка. Была ли она девица, или вдовица, или замужняя, из рассказа не видно. Возможно, что это была вдовица, судя по благотворениям преимущественно вдовицам (39 ст.). **Тавифа, что значит Серна** - это было не прозвище, а собственное женское имя, встречающееся и у греков, и у Флавия, и у раввинов. По своей красоте, грациозности и выразительности глаз серна вообще у восточных народов являлась символом женской красоты, почему и сделалась собственным женским именем, подобно мужскому - Лев. **В те дни**, когда Петр находится в Лидде. [<10>]