[<10>] ====== Толкования на Деян. 10:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом** Будем же искать тех добродетелей, которые и для нас самих спасительны, и для ближнего наиболее полезны. Таковы милостыня и молитва; впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни. **Молитвы твои**, сказано, **и милостыни твои пришли на память перед Богом**. И не только молитва, но и пост также от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Но что я говорю − пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал девственность, но, если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:act:10:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 10:1]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом** И сейчас одни работают от первого часа, а другие от одиннадцатого? Кто они? Без всякого сомнения, это совершенно ясно всем из повествований богодухновенного Писания. Многие, по свидетельству апостола, с детства Священные Писания изучают [[new:2tim:03:15|(2 Тим 3:15)]], а многие, как Корнилий, хотя и верно вникают в естественный порядок вещей, но из-за отсутствия наставников замедляются на своем пути к совершенному знанию. Ведь как они уверуют, сказано, если не услышат [[new:rim:10:14|(Рим. 10:14)]]? И если некоторые, как Корнилий, не делают ничего дурного, но по стремлению к совершенству и знанию по доброй воле доблестно являют в себе достижимые для них добродетели, то Бог дарует им то же, что и Корнилию, не вменив им прошедшее время в вину за бездеятельность, поскольку причина не в них, как я уже сказал, но довольствуясь стремлением, явленным в своевременном усердии и последующем еще более ревностном исполнении. //**Аскетикон. Краткие правила.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом** Корнилий творил милостыню – и Бог сотворил с ним милость; Корнилий подавал милостыню вещественную – Бог послал ему милость духовную; Корнилий – временную, Бог – вечную; Корнилий многим подавал милостыню – за то весь дом его и спас Господь: //спасешься ты и весь дом твой// [[new:act:10:06|(Деян. 10,6)]]. Какое сокровище – милостыня! Какую богатую милость привлекает она от Господа! Ей, //блаженны милостивые, ибо они помилованы будут// [[new:mf:05:07|(Мф. 5,7)]]. Аминь. Ты подаешь милостыню, а Бог готовит тебе помилование вечное. Кто же не устремится с усердием на дела милости? – Милостию приобретайте от Бога милость. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ---- Когда Ангел предстал Корнилию и сказал ему: **молитвы твои и миостыни твои пришли на память пред Богом**, то это значит, что этот Ангел Божий возносил молитвы и милостыни Корнилия пред Бога, подобно тому как //вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога// [[new:otkr:08:04|(Откр. 8, 4)]]. Так и наши молитвы и милостыни возносят пред Бога Ангелы наши хранители. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом** См. Толкование на [[new:act:10:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 10:1]] ===== Аратор ===== **Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом** Важно было почтить Корнилия из города Кесарии, побег чужеземного корня. Он, чья жизнь, посвященная благочестию, освятила его к купели, обрел веру благодаря своим делам. Он, только приступивший к исполнению, смог явить веру омытым крещением. Но посланный со звездного неба ангел, представ ему, сказал: «Благоугодны Богу дела, которые ты совершил, и молитвы, которые ты вознес. Не будет лишена награды добродетель! Познай верный путь, когда Петр придет сюда». Так блистающий вестник громогласно указал на необходимость водной купели пакибытия. //**История апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом** **Испугавшись**. Св. Златоуст хорошо объясняет этот испуг Корнилия: "видение произвело в нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным; потом слова Ангела рассеяли этот страх, или лучше − заключающаяся в них похвала смягчила неприятное чувство страха..." **Пришли на память пред Богом** − человекообразное выражение благоволения Божия к Корнилию за его молитвы и благотворения. [<10>]