[<10>] ====== Толкования на Деян. 12:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу** Смотри, Петр спал и не пребывал в тоске или страхе: в ту самую ночь, когда он должен был предстать перед судом, он спал, возложив всё на Бога. И велика сила, когда есть добродетель, и настолько сильна, что, хотя двери были затворены и были на нем цепи, и стража спала по обеим его сторонам, [добродетель] вывела апостола и увела от них. Но как в присутствии добродетели многое возможно, так и в присутствии зла невозможно ничего. //**Катены на Деяния Апостолов.**// См. Толкование на [[new:act:12:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 12:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 6-10 **Егда же хотяше его извести Ирод, в нощи той бе Петр спя между двема воинома связан железнома ужема двема, стражие же пред дверми стрежаху темницы. И се ангел Господень предста, и свет возсия в храмине: толкнув же в ребра Петра, воздвиже его, глаголя: востани вскоре, и спадоша ему ужя железная с руку. Рече же ангел к нему: препояшися, и вступи в плесницы твоя: сотвори же тако. И глагола ему: облецыся в ризу твою, и последствуй ми. И изшед в след его идяше: и не ведаше, яко истина есть бывшее от ангела: мняше же видение зрети. Прошедша же первую стражу и вторую, приидоста ко вратом железным, вводящым в град, яже о себе отверзошася има: и изшедше преидоша стогну едину, и абие отступи ангел от него** **Бе Петр спя**. Не был ни в смущении, ни в страхе, но в ту самую ночь, когда его намеревались вывести из темницы, спал, предоставив все на волю Господа. Обрати внимание и на то, как тщательна стража: спали с ним и стражи. Но для чего воссиял свет? Чтобы Петр мог и видеть и слышать ангела и чтобы не подумал, что это - воображение. Сказано: **вскоре**, чтобы он не замедлил. Даже и толкнул его ангел, - так крепко он спал. Что же касается выражения: **толкнув в ребра**, - так оно указывает не на смущение ангела, а на побуждение не затягивать времени. **Препояшися, и вступи в плесницы твоя**. Как это Петр поступал вопреки повелению, которое говорит: //не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла// [[new:mf:10:09|(Мф. 10:9-10)]]? А у него были и одежда и обувь, хотя в то время следовало ходить без обуви, потому что особенная нужда в ней бывает зимою. Но и Павел, пиша Тимофею: //потщися прежде зимы приити,// говорит ему: //фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси// [[new:2tim:04:12|(2 Тим. 4:12-21)]]. Никто не может сказать, чтобы Павел не имел другой одежды, которую он носил. Они не противились повелению Христову: да не будет! Напротив, они даже очень следовали повелению; потому что повеление это было дано на время, а не навсегда. К тому же и Лука говорит, что Христос сказал ученикам:// егда послах вы без влагалища, и без меха, и без сапог, еда чесого лишени бысте? они же реша: ничесоже. Рече же им: но ныне иже имате влагалище, да возмет, такожде и мех// [[new:lk:22:35|(Лк. 22:35-36).]] Итак Христос дал в то время такое повеление, желая показать свое могущество; потому что, скажи мне, какая важность была в том, чтобы иметь одну одежду? Итак какая же? Когда нужно было ее мыть, то ужели следовало ходить нагим, или сидеть дома? А когда наступал сильный холод, и стужа стягивала тело, то ужели следовало отогреваться и не проповедывать? Ведь тела у них были не адамантовые. **И не ведаше, яко истина есть бывшее от ангела: мняше же видение зрети**. Это очень естественно при изумительной необычайности того, что случилось; потому что необычайность знамений поражает зрителя. Петр думал, что видит видение. А сам опоясывался и обувался. Что же другое мог он чувствовать, как не изумление? //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу** **В ту ночь**, т. е. перед тем днем, когда Ирод хотел судить Петра **Петр спал между двумя воинами**, прикованный к ним двумя цепями, как полагалось усиленною охраною (Флав. Археол. XVIII:6, 7; Плин. Ер. X:65). [<10>]