[<10>] ====== Толкования на Деян. 13:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-4 **В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр** **В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл"** [[new:act:13:01|(Деян. 13:1)]]. Варнаву поставляет пока на первом месте, потому что Павел еще не был славен, еще не совершил никакого знамения. **"Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их"** [[new:act:13:02|(ст. 2, 3)]]. Что значит: **"служили"**? Когда они про­поведовали. **"Отделите Мне"**, говорит, **"Варнаву и Савла"**. Что зна­чит: **"отделите Мне"**? На дело, на апостольство. Смотри еще, кем они рукополагаются: Лукием Киринеянином и Манаилом, и особенно – Духом. Чем уничиженнее лица, тем яснее откры­вается благодать Божия. Таким образом (Павел) рукопола­гается на апостольство, чтобы проповедовать со властью. Как же он сам говорит: //"не человеками и не через человека"// [[new:gal:01:01|(Гал. 1:1)]]? Словами: //"не человеками"// он показывает, что не человек призвал или привел его; а словами: //"не через человека"// – что он послан не кем-либо другим, но Духом. Потому (писатель) и присовокупил следующее: **"сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр"** [[new:act:13:04|(ст. 4)]]. Заметь и власть Святого Духа. **"Когда они служили Господу"**, говорит (писатель), **"и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла"**. Кто бы осмелился, не имея на то власти, ска­зать это? А делается это для того, чтобы они не оставались вместе. Он знал, что они имеют великие совершенства и могут быть полезными многим. Как же Он сказал им? Вероятно, чрез пророков. Потому-то (писатель) предварительно и заметил, что там были пророки и пребывали в посте и служении, чтобы ты уразумел, что нужна была великая бдительность. Рукополагается (Павел) в Антиохии, где и пропо­ведовал. Почему же (Дух) не сказал: отделите Господу, но: **"Мне"**? Этим Он показывает, что у Него единая (с Богом) власть и сила. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Бяху же нецыи во церкви сущей во Антиохии пророцы и учителие, Варнава же и Симеон нарицаемый Нигер, и Лукий киринеанин, и Манаил со Иродом четверовластником воспитаный, и Савл** Еще об Варнаве упоминает прежде; так как Павел еще не прославился, - не совершил еще никакого знамения. Но следует заметить, что и Павел и Варнава причтены были к лику апостолов. **Манаил со Иродом четверовластником воспитаный**. Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод; а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл** **Были некоторые пророки и учители**. Пророчество и учительство были в первохристианской Церкви особенными дарами Св. Духа, коих удостаивались некоторые избранники Божии [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12:28;]] [[new:ef:04:11|Еф. 4:11)]]. Применительно к современному пониманию, можно сказать, что это было нечто вроде "прозорливости" и старчества нашего времени. **Пророчество** - прозорливое ведение будущего, объявляемое прочим иногда каким-либо соответствующим символическим действием, а иногда просто предсказанием или образным изречением. Учительство - высшая духовная мудрость, открывающая в человеке способность учить и руководить других советами и наставлениями во всех случаях жизни. В числе таких благодатных лиц Антиохийской церкви приводятся: **Варнава**, заслуживший уважение всей первохристианской Церкви [[new:act:11:22|(Деян. 11:22)]] и послуживший устроению Антиохийской церкви; **Симеон Нигер** (т. е. черный), вероятно, из латинян, судя по прозванию; **Луций Киринеянин** - из Киринеи (см. [[new:act:02:10|Деян. 2:10]]) - может быть, тот, которого называет Ап. Павел в [[new:rim:16:21|(Рим. 16:21)]] посл. к Римлянам, и один из упоминаемых Дееписателем выше киринейцев [[new:act:11:19|(Деян. 11:19)]]; **Манаил** или Манаим, **совоспитанник Ирода четверовластника**, т. е. Антипы, тетрарха Галилейского [[new:mf:02:22|(Мф. 2:22)]]. По поводу сего замечает блаж. Феофилакт: "вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества...". Наконец, последним упоминается Савл, так как он позднее других вступил в общение в Антиохийской церковью, и его апостольская деятельность только лишь начиналась (Злат. и Феофил.). [<10>]