[<10>] ====== Толкования на Деян. 14:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-15 **В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них** **"В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов"** [[new:act:14:01|(Деян.14:1)]]. Опять входят в синагоги. Смотри, как они не сделались боязливее, после того, как ска­зали: //"мы обращаемся к язычникам"//. Уже тем, что здесь было великое мно­жество (уверовавших), лишают их оправдания. **"Уверовало"** говорит (писатель), **"великое множество Иудеев и Еллинов"**. Вероятно, они проповедовали и эллинам. **"А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников"** [[new:act:14:02|(ст. 2)]]. Возбудили вместе и язычников, как будто недовольно было их одних. Почему же (апостолы) не вышли оттуда? Потому что их не изгоняли, а только притесняли. **"Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса"** [[new:act:14:03|(ст. 3)]]. Это придавало им дерз­новения, или лучше, их усердие придавало им дерзновения. По­тому-то они долгое время нигде не совершали знамений. Самое то, что слушающие веровали, было из числа знамений. Этому содействовало и их дерзновение. **"Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов"** [[new:act:14:04|(ст. 4)]]. Не мало слу­жит к осуждению тех и это самое разделение. Здесь происхо­дило то, что сказал Христос: //"не мир пришел Я принести, но меч"// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34)]]. **"Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали"** [[new:act:14:05|(ст. 5-7)]]. Опять, как бы нарочито желая распространить пропо­ведь, когда она получила успех, тогда и изгоняют их (апо­столов). Смотри: везде гонения производят великие блага, и го­нители остаются побежденными, а гонимые являются славными. Придя в Листру, (Павел) совершает великое чудо, воздви­гает хромого и притом громким голосом; а как, послушай. **"В Листре некоторый муж"**, говорит (писатель), **"не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить"** [[new:act:14:08|(ст. 8-10).]] Для чего гром­ким голосом? Для того, чтобы народ уверовал. И смотри, с каким усердием он внимал словам Павла; это, именно, озна­чается словом: **"слушал".** Видишь ли его любомудрие? Хромота нисколько не препятствовала его усердию – слушать. **"Взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления"**. Он уже обратился внутренне; между тем с другими происходило противное. На­перед исцелялись тела их, а потом уже врачевались их души; этот же не так. Мне кажется, что Павел проникал в самую душу его. **"Вскочил"**, говорит, **"и стал ходить"**. Знаком со­вершенного исцеления было то, что он вскочил. **"Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение"** [[new:act:14:11|(ст. 11-13)]]. Но этого доселе нельзя было знать, потому что они говорили на собствен­ном наречии: **"боги в образе человеческом сошли к нам"**. По­тому (апостолы) ничего не говорили им; но когда увидели венцы, то бросившись разодрали одежды свои. **"Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки"** [[new:act:14:14|(ст. 14, 15)]]. Смотри, как они всегда чужда­лись славы, и не только не искали ее, но отклоняли и тогда, когда им предлагали ее. Так и Петр говорил: //"что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?"// [[new:act:03:12|(Деян. 3:12)]] Также и они говорят. Иосиф говорил о сновидениях: //"не от Бога ли истолкования?"// [[old:gen:40:08|(Быт.40:8)]] Подобным образом и Даниил: //"мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих"// [[old:dan:02:30|(Дан. 2:30)]]. И Павел всегда тоже говорил, как например: //"кто способен к сему?"// [[new:2kor:02:16|(2 Кор. 2:16)]]; и еще: //"не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога"// [[new:2kor:03:05|(2 Кор. 3:5)]]. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-3 **Бысть же во Иконии вкупе внити има в сонмище иудейское, и глаголати тако, яко веровати иудеев и еллинов множеству многу. Неверующии же иудеи воздвигоша и озлобиша душы языков на братию. Доволно же убо время пребыша дерзающе о Господе свидетельствующем слову благодати своея, и дающем знамения и чудеса быти рукама их** **Вкупе внити има**. Не сделались боязливее, но опять вошли в синагогу. С речью обращались они обыкновенно как к иудеям, так и к еллинам. **Неверующии же иудеи воздвигоша и озлобиша душы языков на братию**. Возбудили и язычников, не довольствуясь тем, что сами восставали. Но апостолы не вышли из синагоги; так как их не гнали, а только состязались с ними. **Доволно же убо время пребыша дерзающе...** Дерзновение происходило от преданности апостолов делу проповеди. А то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес; но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов** Под уверовавшими Еллинами, несомненно, разумеются прозелиты - обращенные в иудейство язычники, в противоположность упоминаемым далее язычникам (ст. 2), соединившимся заодно с неверующими иудеями против апостолов. [<10>]