[<10>] ====== Толкования на Деян. 16:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь** Ради кого это случилось в полночь? Ради кого вместе с землетрясением? Послушайте о домостроительстве Божием и удивитесь! Все оковы пали, и двери открылись, но это произошло только ради темничного стража, не для доказательства, а для спасения. Потому что заключенные не поняли, что они освободились, это ясно из слов Павла. Что он говорит? Павел возгласил громким голосом, говоря: **не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь**. Они не были бы все внутри, если бы увидели, что двери открылись и они сами развязаны. Потому что те, кто разбивают стены и перелезают сквозь крыши и ограды, и решающиеся на всё, даже в оковах, они бы не потерпели и не остались бы внутри, когда оковы спали и двери распахнулись, в то время как сам темничный страж спал. Заключенных связывают на ночь, а не днем. <...> Если бы днем это произошло, то возникло бы большое смятение. Итак, ради кого здание поколебалось? Чтобы встал темничный страж и увидел, потому что только он был достоин спасения. //**Катены на Деяния Апостолов.**// См. Толкование на [[new:act:16:25#svt_ioann_zlatoust|Деян. 16:25]] ---- О, крайнее смиренномудрие! Он не думал высоко о себе при таком событии, не напал на темничного стража, не позволил себе произнести что-нибудь надменное, но в числе узников, преступников и злодеев поставил и себя самого, сказав: **все мы здесь**. Видишь ли, сколь великое показывает он смиренномудрие и не приписывает себе ничего больше находившихся там злодеев? **//Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.//** ---- Того, кто жестоко связал его, он не допустил тяжко погибнуть; он не помнил зла. **"Ибо все**, – говорит, – ...**здесь".** По­смотри на его смирение. Он не сказал: эти чудеса сотворил я, но что? **«Все мы здесь»**. Павел сравнил себя с узниками. Увидев случившееся, страж удивился, был поражен чудом и благодарил Бога. Поистине он был достоин попечения и снисхождения; он не приписал случившегося волшебству. По­чему же он не подумал, что случившееся – дело волшебства? Потому, что слышал, как они славили Бога; а волшебник ни­когда не славит Бога. Он встречал многих волшебников, так как был темничным стражем; но никто из них ни­когда не совершал такого дела, не разрешал уз, не оказы­вал такого попечения. Павел хотел остаться связанным, а не бежать, чтобы избавить его от смерти. Тот вбежал с мечом в руках и со светильником, потому что диавол хо­тел чрез убийство лишить его покаяния; но Павел громким возгласом быстро доставил спасение душе его. Он не просто сказал, но **«возгласил громким голосом, говоря: ...все мы здесь»**. **//Беседа в Великую Седмицу.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь** См. Толкование на [[new:act:16:22#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 16:22]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь** Голос Павла для стража темницы равнялся голосу, освобождающему узника от смерти: страж решился погубить себя по необходимости погибнуть; а Павел говорит, что нет этой необходимости, что, хотя все двери отворены, но узники на своих местах; потому не предстоит ему никакой опасности со стороны начальства. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь** **Все мы здесь**. Пораженные чудом, узники, только что умиленно слушавшие молитвы и песнопения апостолов, были далеки от мысли о бегстве - хотя бы потому, что не успели опомниться от непонятного им потрясения. [<10>]