[<10>] ====== Толкования на Деян. 17:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение** И они считали, что воскресение есть некий бог, так они привыкли поклоняться и женщинам [божествам]. Они называли богов божествами (δαιμόνια), потому что города были полны божествами (δαιμόνων).((Греческое слово δαιμόνες (божества) ко времени Иоанна Златоуста приобрело негативный оттенок, которого оно не имело прежде. Несмотря на то, что такая тенденция в употреблении этого слова заметна уже в Септуагинте (ср. [[old:ps:095:05|(Пс. 95:5)]], только в период официальной христианизации империи в конце IV-гo века слово daimones стало обозначать лишь падших ангелов (бесов или демонов). Христиане верили, что их присутствие очищает города от власти последних, и такое очищение считалось более успешным, если имело место мученичество.)) //**Катены на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:17:16#svt_ioann_zlatoust|Деян. 17:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение** См. Толкование на [[new:act:17:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 17:16]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение** Эпикурейцы, унаследовав леность своего учителя, полагали счастье человека единственно в телесной радости, а стоики – единственно в доблести души. Хотя они и расходились друг с другом во мнениях, тем не менее единодушно выступили против апостола, так как он учил, что человек состоит из души и тела и поэтому должен быть счастлив в отношении того и другого((Августин Иппонский, Sermones, 150.4.5-5.6 (PL 38:810-811).)), но это должно быть достигнуто не теперь и не с помощью человеческой доблести, но благодатью Божией, через Иисуса Христа, во славе воскресения.((Несмотря на упрощенное, и даже карикатурное, описание греческих философских школ, утверждение Беды, что христианство преодолевает дуализм души и тела и ищет совершенства не в наслаждении или доблести, а в единстве с Богом через Иисуса Христа, достигающем полноты за пределами истории, указывает на кардинальный сдвиг в понимании человека и его предназначения.)) //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение** **Некоторые из эпикурейских и стоических философов**, пользовавшихся тогда наибольшею популярностью и наиболее резко противополагавшихся христианству. В основе первой системы – эпикурейцев – лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм; в основе второй – самозамкнутая гордость и самообольщение. ---- [<10>]