[<10>] ====== Толкования на Деян. 17:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться** См. Толкование на [[new:act:17:16#svt_ioann_zlatoust|Деян. 17:16]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться** Нужно ли больше средств к уверению людей, что Господь Иисус Христос есть Бог? Если Бог повелевает каяться – как не каяться: значит, что покаяние для нас нужно, действительно нужно, потому что Господь уставил день, //в который будет праведно судить вселенную//, когда грешники нераскаянные будут осуждены по правде, без милости и когда праведники получат вечное блаженство. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 30-34 **Лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: Зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предъустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых. Слышавше же воскресение мертвых, овии убо ругахуся, овии же реша: да слышим тя паки о сем. И тако Павел изыде от среды их. Нецыи же мужие прилепившеся ему, вероваша: в нихже бе и Дионисий ареопагитский, и жена именем Дамарь, и друзии с ними** **Лета убо неведения**. Не об умерших говорит, но о тех, кому проповедал; потому не сказал: "пропустил лета", но презирая, то есть, обозревая. Не говорит также: "вы добровольно совершили злодеяние", но: "вы не знали". Итак он объявляет это слушателям, не требуя наказания их, как людей, достойных наказания, но призывая их к покаянию. **Зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней**. Непременно, говорит, будет судить за все дела и помышления - чрез мужа, которого определил быть Судиею живых и мертвых. Это - вочеловечивыйся Господь. Выслушав великую и высокую истину, они не сказали Павлу ни слова, но воскресение осмеивали: //душевен бо, //говорится//, человек не приемлет, яже Духа Божия// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]]. **И тако Павел изыде от среды их**. Как? Одних убедив, а другими быв осмеян. **Нецыи же вероваша: в нихже бе и Дионисий ареопагитский**. Судилище находилось на Марсовом холму вне города. Ареопагиты разбирали все обиды и все преступления. Поэтому Павла, как проповедника чужих богов, влекут в собрание Ареопага; но один из тогдашних членов Ареопага, божественный Дионисий, по праву судии подал голос за истину и, раскланявшись с неразумным торжественным собранием ареопагитов, удостоился просвещения светом истины. Хотя Греция и была в то время под владычеством римлян, но Афинам и Лакедемону они предоставили автономию. Поэтому должности судей в Афинах и занимали ареопагиты. Учение о спасении сообщается Дионисию чрез Павла; а руководится он, как ученик учителем, великим Иерофеем. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться** **Времена неведения**, т. е. истины Божией, оставляя, т. е. без вменения, при соблюдении предлагаемого далее условия - **Бог ныне повелевает... всем повсюду покаяться**. **Ныне** - с этого времени, имеющего значение поворотного пункта в истории. **Повелевает** - как полновластный Господь всего человечества. **Всем повсюду** - этим обозначается всеобщность назначения христианства для всего рода человеческого, независимо от того, еллин кто или иудей, варвар или свободный. **Покаяться** - сознать свои заблуждения и отвергнуть их. [<10>]