[<10>] ====== Толкования на Деян. 18:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-28 **Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос** Смотри, как закон потерял силу; смотри, как они сте­снялись совестью. Острижение головы по обету было иудейским обычаем; следовало при этом принести и жертву, которая не была (принесена) после того, как били Сосфена. (Павлу) надлежало удалиться, потому он и поспешает. Не смотря на просьбу "**побыть у них**" в Ефесе, не соглашается (ст. 20). Для чего же он опять идет в Антиохию? "**Побывав в Кесарии**", говорит (писатель), "**он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию**". Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство, потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения (об обрезании). Сам отправился в Сирию, а спутников своих оставил в Ефесе, вероятно, для того, чтобы они здесь учили, так как, находясь при нем столько времени, они многому научились, – только от иудейского обы­чая он еще не отклонил их. Итак, вот и жена действует и учит подобно мужам. Идти в Азию он затруднялся, ду­маю, по каким-нибудь настоятельным нуждам. Смотри, как он, не смотря на просьбу – остаться здесь, не согласился, по­тому что спешил отправиться (в Иерусалим). Впрочем оста­вил их не просто, но с обещанием, а как именно, послу­шай. "**Достигнув**", говорит (писатель), "**Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников**". Смотри, опять идет в те места, по которым проходил преж­де. "**Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес**". Вот и ученые мужи начинают проповедовать, и ученики, наконец, предпринимают путешествия. Видишь ли успех пропо­веди? "**Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень**". Если он знал только Иоанново крещение, то как он "**горел духом**"? Дух не сообщался при этом (крещении); и если оставшиеся после него (ученики) имели нужду в креще­нии Христовом, то тем более он должен был иметь в нем нужду. Что же сказать на это? Не напрасно писатель по­местил одно вслед за другим. Мне кажется, что он был один из тех ста двадцати лиц, которые вместе с апосто­лами крещены (Духом Святым, [[new:act:01:05|Деян. 1:5]], [[new:act:01:16|16]]); если же нет, то с ним было то же, что с Корнилием. Он не крещается, пока те подробнее не изложили ему (учения Господня). Но мне кажется истинным то, что и ему надлежало креститься, так как прочие двенадцать (вместо οί δώδεκα - двенадцать, Migne предполагает здесь οί έκατὸν είκοι - сто двадцать) не имели точных познаний даже об Иисусе. Вероятно, он и был крещен. По крайней мере, если и ученики Иоанновы, после своего крещения, опять крестились, то и этим ученикам следовало сделать то же. "**А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос**". "**Прибыв туда**", говорит (писатель), "**много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос**". Отсюда видно, как сведущ был Аполлос в Писа­ниях. Он сильно заграждал уста иудеям, – это и значит: "**опровергал**", – а верующих ободрял и укреплял в вере. Но рассмотрим выше прочитанное. Павел "**отплыл в Сирию**", говорит (писатель), "**и с ним Акила и Прискилла**", кото­рых, пришедши в Ефес, он там и оставил. Оставил или потому, что не хотел взять с собою, или лучше для того, что­бы они были учителями для жителей Ефеса. Впоследствии же времени они жили в Коринфе; о них он превосходно отзы­вается и приветствует их в послании к Римлянам [[new:rim:16:03|(Рим.16:3-4)]]. Потому мне кажется, что они впоследствии отбыли в Рим, так как любили жить в этих местах, из которых были изгнаны при Нероне. "**Побывав в Кесарии**", говорит, "**он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию**". Мне кажется, что верующие там собирались (к нему); он не тотчас оставляет их. И смотри, как он спешит к ним. Прочие же страны проходит, чтобы своим посещением утвердить учеников. "**Некто Иудей**", говорит (писатель), "**именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес**". Он был муж ревностный; по­тому и предпринимает путешествие. "**И он, прибыв туда (в Ахаию)**", говорит, "**сильно опровергал Иудеев всенародно**". О нем говорил (Павел) в послании: //"а что до брата Аполлоса"// [[new:1kor:16:12|(1 Кор. 16:12)]]. В том, что он обличал "**всенародно**", являлась его смелость; в том, что – "**сильно**", открывалась сила; а в том, что "**доказывая**" из божественных "**Писаний**", выражалась опытность, так как и сме­лость сама по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без смелости. Итак, не напрасно Павел оста­вил Акилу в Ефесе, но, может быть, для Аполлоса Дух устроил это, чтобы он явился в Коринф с большею силою. Но почему против него ничего не делали, а на Павла нападали? Они знали, что этот муж был главою, или – что велико было имя его. "**Услышав его**", говорит (писатель), "**Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь**" Божий. Смотри, как все (тогда) совершалось с верою; не было ни зависти, ни ненависти. Акила учит, но большему и сам научается. Пробывши некоторое время с (Павлом), они так научились, что стали способными учить и других. "**А когда он вознамерился**", говорит, "**идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его**". Объясняет, для чего они пишут послание; для того, говорит, чтобы приняли его. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету** Пусть будет, что там он от страха перед иудеями был вынужден делать то, чего не хотел. Почему он отпустил волосы по обету, а затем остриг их в Кенхреях по закону, как назореи, которые посвятили себя Богу, имели обыкновение поступать согласно заповеди Моисея (см. [[old:chis:06:01|Чис. 6:1-8]])? //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету** См. Толкование на [[new:act:18:12#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 18:12]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету** [Кенхреи – это гавань в Коринфе, где, собираясь взойти на корабль, Павел по обету остриг голову;] ведь согласно закону Моисея, те, кто посвятил себя Богу, должны были отращивать волосы, желая быть назореями, а затем остричь их и сжечь [[old:chis:06:01|(Чис. 6:1-8,]] [[old:chis:06:18|18)]]. Таким образом, Павел это сделал, не забыв того, что установил в Иерусалиме с прочими апостолами об упразднении закона [[new:act:15:start|(Деян. 15 гл.)]], но, чтобы не соблазнились уверовавшие из иудеев, он уподобился иудеям, чтобы просветить иудеев. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Дидим Слепец ===== **Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету** Так как после воскресения Спаситель сказал ученикам: //Итак, идите, научите все народы// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]], то те, кому было дано это поручение, знали, что Бог хочет, //чтобы все люди спаслись и достигли познания истины// [[new:1tim:02:04|(1 Тим. 2:4)]]. И после того, как род людской был разделен на иудеев и эллинов, произошло разделение и среди проповедников Евангелия: одним было поручено просвещать иудеев, а другим – быть апостолами язычников. Но так как все учителя имели одну цель – привести людей к познанию Единого Бога и к изучению Евангелия, то, без сомнения, Павел, будучи апостолом язычников, если бы когда-то оказалось, что он может помочь иудеям, стал бы иудеем для иудеев [[new:1kor:09:20|(1 Кор. 9:20)]], чтобы они не отдалились от него, как от нарушившего закон, хотя он уже перешел иудейство тени. Поэтому по отеческим законам он остриг в Кенхреях голову, имея такой обет и завещание древнего закона. //**Катены на Деяния Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету** Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение **остригши голову**, так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены **Прискилла и Акила**, в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов ([[new:act:21:22|Деян. 21:22]] и дал., ср. [[new:act:16:03|Деян. 16:3]]). Что касается значения самого факта острижения головы по обету, то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету [[old:chis:06:start|(Чис. 6 гл.)]]. По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае осквернения обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое Дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом. **В Кенхреях** – Кенхрейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию. **//Толковая Библия.//** [<10>]