[<10>] ====== Толкования на Деян. 18:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень** Велико дерзновение этого человека: он правильно говорил об Иисусе, но ему не хватало точности, особого научения. И в самом деле, не зная всего учения, он своим усердием стяжал Святой Дух, как и те, кто был с Корнилием. //**Катены на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:18:18#svt_ioann_zlatoust|Деян. 18:18]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 26-28 **Сей же начат дерзати на сонмищах, слышавше же его Акила и Прискилла, прияша его, и известнее тому сказаша путь Господень. Хотящу же ему преити во Ахаию, предпославше братия написаша учеником прияти его: иже пришед тамо пособствова много веровавшым благодатию: Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми, сказуя писанми, Иисуса быти Христа** Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он. Итак что сказать на это? Мне кажется, он – из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами; или если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов; так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святого Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святого Духа; потому что ни говорил разными языками, ни пророчествовал; иное дело пламенеть Духом и иное - иметь Святого Духа. Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголати слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо, под руководством Духа, чрез освещение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому. **Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми**. Обличать пред людьми значит показывать дерзновение; обличать твердо значит являть силу, а обличать на основании Писаний значит свидетельствовать о своем знании; ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила без дерзновения. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Аммоний ===== **Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень** Каким образом он, крещеный только крещением Иоанна [Крестителя], имел Святого Духа, а следующие за ним не имели? На это надо сказать, что Аполлос более всего по той причине горел Духом, что просвещенный благодатью Божией, точно знал и учил на основании писаний, что Иисус – это Христос. И это знание не позволяло ему быть спокойным, но и он сам, и ученики его учили об Иисусе, совершая дело евангелиста. Следует указать, что нужно верить, что и женщины передают слово веры. Посмотри, как совершенно Аполлос желал спасения, но, хотя он и был ученым человеком и хорошо разбирался в тайнах Писания, не посчитал недостойным узнать от женщины точное объяснение веры. Он не сделался надменным, слыша от женщины как бы обличение, что о домостроительстве Бога Слова ты более полно можешь быть научен. Поэтому она объясняла ему через учение то, что касается веры, а Аполлос, внимая, слушал. Он знал, что Иисус – это Христос, Сын Божий, и решил так на основании Писания, но его знание было неполным, ибо он не знал сказанного и предреченного апостолам Духом. Поэтому спутники Акилы, как последователи Павла, более точно изложили ему путь Господа, то есть служение в Духе, нерукотворное обрезание и прочее, касающееся совершенства Церкви. //**Катены на Деяния Апостолов.**// [<10>]