[<10>] ====== Толкования на Деян. 19:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса** См. Толкование на [[new:act:19:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 19:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса** См. Толкование на [[new:act:19:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 19:1]] ===== Ориген ===== **Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса** Но о существовании Святого Духа учат нас многие Писания. Давид в 50-м псалме говорит: //И Духа Твоего Святого не отними от меня// [[old:ps:050:13|(Пс. 50:13)]]. И в Книге Даниила говорится: //Дух Святой Бога в тебе// [[old:dan:04:06|(Дан. 4:6)]]. В Новом же Завете подобных свидетельств еще больше, из них мы узнаем, что Святой Дух сошел на Христа [[new:mf:03:16|(Мф. 3:16)]], и что Господь после воскресения дунул на апостолов, говоря: //Примите Духа Святого// [[new:in:20:22|(Ин. 20:22)]]. Ангел говорит Марии: //Дух Святой найдет на Тебя// [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]]. Павел же учит: //Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1 Кор. 12:3)]]. И в Деяниях Апостольских //через возложение рук Апостольских подается Дух Святой// [[new:act:08:18|(Деян. 8:18)]] в крещении. Из всех этих свидетельств мы понимаем, что ипостась Святого Духа обладает таким достоинством и властью, что спасительное крещение может совершаться не иначе, как властью высочайшей Троицы, то есть не иначе, как через совместное упоминание Отца и Сына, и Святого Духа, и через соединение с нерожденным Богом Отцом и единородным Его Сыном также и имени Святого Духа ([[new:mf:28:19|см. Мф. 28:19]]). //**О началах.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса** Часто возникает вопрос, затронутый, как я полагаю, в этом отрывке: должны ли те, кто по незнанию случайно были крещены людьми некрещеными, но правильной веры, креститься снова. Ибо какая разница в том, был ли кто-то крещен тогда, до начала крещения Христова, или теперь без него, когда сам Иоанн проповедовал, что те, кого он крестил в вере и имени Христа, собирающегося прийти, должны быть крещены снова, говоря: //Я крещу вас водою... <...> Он будет крестить вас Духом Святым// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. Если же теперь для стольких людей только приобщение Тела и Крови Христа, по утверждению некоторых, может бьггь достаточным для исцеления, то и тогда могло, и не нужно было креститься от учеников Христа тем, кого Иоанн крестил водой, но только укрепиться приобщением Его Крови. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Аммоний ===== **Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса** Так что крещение Иоанна побуждало к раскаянию, но не давало очищения от греха. В этом отличие крещения Иоанна от крещения верных, ибо крещение верных дарует и оставление грехов. Иоанн, крестя, говорил: «Крещу тебя во имя Грядущего после меня и требую, чтобы ты верил в Него, что Он − Агнец Божий» [[new:in:01:26|(Ин. 1:26-27,]] [[new:in:01:29|29)]]. А тот, кто крестит верно, говорит: «Крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», чтобы ты верил в Единосущную Троицу. И омывает его, и совлекает с него прежнее верование, и облекает его во Христа, и ясно возвещает настоящую веру. Нужно указать, что после крещения во Христа через возложение рук крещающего Дух Святой сходит на крещаемых и что крещаемые крещением Иоанновым не имели Святого Духа. И каким образом Аполлос, крестившийся только крещением Иоанновым, горел Духом? Хотя Аполлос и горел Духом, однако не сказано, что он имел Святого Духа. Он не говорил языками и не пророчествовал. Итак, одно − это гореть Духом, и другое − иметь Святой Дух. Имеющий Святого Духа имел Его живущего в себе, и Сам Дух говорил изнутри. Об этом много говорилось прежде: как Он говорил Филиппу, Петру, апостолам, спутникам Павла, запрещая им говорить слово или не говорить в некоторых городах. Горящий Духом через внутреннее озарение и обращение делал нечто, ведомый Духом, словно его вел и охранял ангел. И не говори мне, как может гореть Духом тот, кто не причастен Духу? Ибо необходимо догадываться о невидимом по чувственному. Если солнце, будучи снаружи, и огонь, приближаясь к нашим телам или находясь на небольшом расстоянии, как бывает с огнем, согревает наши тела, то что надо сказать о Божественном Духе, который действительно горяч и согревает нашего внутреннего человека, хотя и не живет в нас, но находится снаружи? Итак, возможно, ибо все подвластно Богу, согревать кого-то, даже если источник тепла не находится в нем самом. //**Катены на Деяния Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса** **Услышав сие**, − т. е. о пришествии Проповеданного Иоанном Мессии и о недостаточности Иоаннова крещения, − **они крестились** крещением христианским (см. [[new:act:02:33|Деян. 2:33]] и [[new:mf:28:19|Мф. 28:19)]] и, по возложении Павлом рук на них (см. к [[new:act:08:15|Деян. 8:15-17)]], приняли Духа Святого, вследствие чего тотчас же начали говорить иными языками (см. к [[new:act:02:04#lopuxin_ap|Деян. 2:4;]] [[new:act:10:14|10:14-48)]] и пророчествовать (см. к [[new:act:11:27#lopuxin_ap|Деян. 11:27]]; ср. [[new:act:13:01|13:1;]] [[new:1kor:14:start|1 Кор. 14 гл.]]). Надлежит отметить здесь неосновательность лжеучений древних еретиков и новейших сектантов (анабаптистов и меннонитов), основывавших на данном месте Деяний свое второкрещение. Чтобы видеть всю ложность опоры защитников перекрещивания, достаточно указать несообразность устанавливаемой ими в подобном случае аналогии. Данный стих Деяний говорит о таком новом крещении Иоанновых учеников, которое существенно отлично от ранее принятого ими. Прежде они были крещены Иоанновым крещением покаяния, чтобы веровали в Грядущего по Иоанне. Крещение же христианское, полученное ими в Ефесе, было крещением во имя уже пришедшего Мессии, Иисуса Христа. Между тем, у новейших защитников перекрещивания оба крещения − христианские, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Здесь, следовательно, настаивается на повторении одного и того же крещения христианского. [<10>]