[<10>] ====== Толкования на Деян. 19:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них** То, о чем говорит Христос: //Верующий в Меня большие знамения, чем Я, сотворит во Имя Мое// [[new:in:14:12|(Ин. 14:12)]]. Потому что более великое то, что они сделали: их тени мертвых воскрешали. Так особенно возвещалась сила Христа. <...> Это было бесспорным доказательством воскресения. //**Катены на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:19:08#svt_ioann_zlatoust|Деян. 19:8]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них** //Вопрос//: В "Деяниях" говорится о Павле: **Так что на больных возлагали платки, и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни**. Неужели это произошло с неверующими вследствие служения, или же осуществилось благодаря освящению [их] тела от его тела? А если второе, и [Апостол] не потерпел никакого вреда от ехидны [[new:act:28:03|(Деян. 28:3-6)]], то почему тело святого не поддалось яду твари, а под мечом пало? То же самое я спрашиваю и относительно тела Елисея? И что представляют из себя опоясания? //Ответ//: Не только через святость святого Павла и не только через веру воспринимающих поверхность тела его свершила исцеления посредством платков и опоясаний, но и потому, что благодать Божия, уделив себя и ему, и им, а также человеколюбиво действуя в них через веру, произвела святость Апостола. И опять же по соизволению благодати тело его осталось неподверженным страданию и не было умерщвлено ядом твари то ли по причине потери ядом своего губительного свойства, то ли потому, что тело святого истощило эту [силу] тления, то ли по причине какого-либо способа Домостроительства, о котором ведает [только] Бог, производящий и изменяющий это. Также по соизволению благодати [тело святого] пало под мечом. Ибо оно не было по природе бессмертным, хотя и творило чудеса вследствие благодати. Если бы оно было по природе бессмертным, то мы с полным основанием могли бы изыскивать причину, по которой оно пало под мечом вопреки естеству. А если [это тело] и после святости по природе пребывало смертным, то нет необходимости исследовать причину, по которой божественный Апостол окончил свою жизнь во плоти так, а не иначе. Ибо тем способом, каким Бог прежде [всех] век определил жизнь каждого [человека] с пользой для него, таким же образом Он изволяет вести каждого, праведного или неправедного, к подобающему концу [его] жизни. Если бы одним и тем же был логос естества и благодати, то было бы достойно удивления и изумления происходящее в соответствии с естеством, но вопреки благодати, или в соответствии с благодатью, но вопреки естеству. Однако поскольку логос естества и логос благодати отличаются друг от друга, постольку ясно и очевидно, что как святые они творили чудеса вследствие благодати, а как люди они претерпевали страдания вследствие естества, ибо благодать не уничтожает страдательного начала естества и логосы естества и благодати никоим образом не смешиваются друг с другом. И поймем, что благодать Божия, по Домостроительству относительно пребывающих под руководством Промысла, всё свершает в святых, в живых и мертвых, промышляя о спасении других [посредством них], как посредством собственных орудий; но святые производят это в других не по [законам] естества, а благодаря благодати. Это относится и к телу Елисея. Но поскольку душу боголюбцев больше радуют умозримые [смыслы вещей], чем повествуемые [факты], то мы говорим, что поверхность тела есть благочестие великого Апостола, из-за которого он для одних – запах живительный на жизнь, для других – //запах смертоносный на смерть// [[new:2kor:02:16|(2 Кор. 2:16)]]; **платки** – становящиеся явными логосы его умозрительного созерцания; а **опоясания** – возвышенные способы [осуществления] добродетельного и деятельного любомудрия, ибо говорят, что опоясания носят в руках. И те, кто воспринимает эти логосы и способы, которые, словно благоухание, испускает поверхность тела, то есть благочестие блаженного Апостола, получают исцеление от угнетающей их немощи. Одни изгоняют недуг неведения посредством логосов созерцания, словно посредством платков; другие полностью истребляют хворь порока посредством добродетельных способов [духовного] делания. Подобным же образом, по моему суждению, и выпавшая на долю Апостола суровая зима есть бремя невольных искушений; остров – твердый и незыблемый навык в божественном уповании; огонь – навык в ведении; хворост – естество зримых [вещей], которым он, собрав рукой, я имею в виду [собрав] ощущающей силой ума в созерцании, напитал, с помощью проистекших из этого созерцания умозрений, навык в ведении, который исцеляет уныние, причиняемое мысли зимней стужей искушений; ехидна –- незаметно скрытая в естестве чувственных [вещей] лукавая и погибельная сила, жалящая руку, то есть ощущающее действие созерцания в уме, но не повреждающая зоркий ум, который сразу же бросает, словно в огонь, в свет ведения эту погибельную силу, прилепившуюся к деятельному движению ума вследствие созерцания чувственных [вещей]. Так же я мыслю и относительно Елисея. Потому что всякий, ставший мертвецом в грехах, когда он кладется в гроб пророка, в котором было тело [его], то есть [соприкасающийся с] памятью, хранящей воспоминания о пророческой жизни и свято соблюдающей тело добродетелей, - [такой человек], подражая способам [осуществления добродетелей пророком], вновь возвращается к жизни путем [своего] обращения и переходит от омертвения порочных страстей к добродетельной жизни. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них** Такова полнота чудодейственной силы Божией была в апостоле! Потные платки и полотенца с головы Павловой исцеляли от недугов и изгоняли бесов из людей. Вот что делают живая вера и любовь наша к Богу: они делают нас едино с Богом, животворящими и в некотором смысле всемогущими, как Бог. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них** См. Толкование на [[new:act:19:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 19:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них** См. Толкование на [[new:act:19:11#lopuxin_ap|Деян. 19:11]] [<10>]