[<10>] ====== Толкования на Деян. 20:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-31 **Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас** Смотри, как (Павел) спешит отправиться и вместе не оставляет ничего без внимания, но благоустрояет все. Он призвал к себе предстоятелей (Церкви) и излагает пред ними вышесказанное. Достойно удивления, как он, будучи по­ставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Подобно этому Самуил, намереваясь передать власть Саулу, говорил пред иудеями: //"свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель"// [[old:1ts:07:05|(1 Цар. 7:5)]]; и Давид, когда ему не доверяли, говорил: на пастбище я пас овец отца своего и //"приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его"// [[old:1ts:17:35|(1 Цар. 17:35)]]; и сам Павел в послании к Корин­фянам говорит: //"дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили"// [[new:2kor:12:11|(2 Кор. 12:11)]]. Также поступает и Бог; не без причины говорит о самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет Свои благодеяния [[old:iez:16:06|(Иез. 16:6)]]. Смотри, что и здесь делает (Павел): во-первых, он ссылается на их свидетельство, чтобы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слуша­телей свидетелями сказанного, в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот доблесть учителя, – когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих! И то удивительно, что он провел в таких делах не один день и не два, но много лет. **"Вы знаете"**, говорит, **"все время был с вами"**. Хочет убедить их, чтобы они мужественно пе­реносили все, и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. **"Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием"**. Смотри, что особенно свойственно начальствующим, именно: ненавидеть гордость; это особенно нужно начальствующим, потому что самые обстоятель­ства располагают предаваться гордости. Это есть основание до­брого, как и Христос говорит: //"блаженны нищие духом"// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. Сказал не просто: **"со смиренномудрием"**, но: **"со всяким"**. Ведь есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Желая научить их этому, он наперед полагает основание для устранения подозрения, чтобы не поду­мали, что он гордится. Если, говорит, я жил **"со всяким смиренномудрием"**, то не по гордости говорю то, что говорю. Вместе с тем (выражает) кротость свою: **"с вами"**, говорит, **"работая Господу"**, представляя их сообщниками своими в этом добром деле. Так, общение всегда есть благо. Представляет добрые дела свои общими и не приписывает себе никакого преимущества. Неужели же, скажешь, он мог гордиться пред Богом? Есть много людей, которые гордятся и пред Ним; но он не гордился даже и пред учениками своими. Вот достоин­ство учителя: назидать учеников собственными добродетелями! Далее говорит о своем мужестве, но также смиренно: **"многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев"**. Видишь ли, как он скорбит о случившемся? Здесь он, по-видимому, выражает свое сострадание; он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, //"радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие"// [[new:act:05:41|(Деян. 5:41)]]. И в другом месте он говорит: //"ныне радуюсь в страданиях моих за вас"// [[new:kol:01:24|(Кол.1,24)]]; и еще: //"кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу"// [[new:2kor:04:17|(2 Кор. 4:17)]]. Это гово­рил по смирению; а здесь показывает свое мужество, и не столько мужество, сколько терпение, и как бы так говорит: я тяжко страдал, но с вами, и, что особенно тяжело, от иудеев. Заметь, какие здесь он означает свойства учитель­ства: любовь и мужество. **"Как я"**, говорит, **"не пропустил ничего"**. Этим выражает, как он был чужд зависти и лености. **"Полезного"**. Хорошо и это сказано, иному ведь и не следо­вало учиться. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так и говорить все есть знак безумия. Потому и присовоку­пил: **"полезного"**, и изъяснил, что он не говорил только, но и **"учил"**, – я, говорит, делал это не небрежно. А что здесь именно такой смысл, послушай далее; далее он говорит: **"всенародно и по домам"**, и этим выражает свое продолжи­тельное старание, великое усердие и неутомимость. **"Возвещая Иудеям и Еллинам"**. Не вам только, говорит, но и эллинам. Здесь (показывает) свое дерзновение и то, что мы должны говорить, хотя бы и не видели никакой пользы; это и значит свидетельствовать, если мы говорим пред людьми, не внимающими нам; слово: **"возвещая"** по большой части имеет такой смысл. //"То свидетельствуюсь"//, говорит Моисей, //"небом и землею"// [[old:vtor:04:26|(Втор. 4:26)]]. Так и здесь: **"возвещая"**, го­ворит, **"Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом"**. Что ты свидетельствовал? Чтобы имели попечение о жизни, чтобы покаялись и пришли к Богу. И иудеи не знали Его, потому что не знали Сына и не имели (добрых) дел и веры в Господа Иисуса. Для чего же ты говоришь это? Для чего напоминаешь об этом? Не случилось ли чего-нибудь? Не на­ходишь ли нужным – в чем-нибудь упрекнуть их? Тронув наперед ум их, он потом продолжает: **"и вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией"** [[new:act:20:22|(ст. 22-24)]]. Для чего он говорит это? Для того, чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу. Также изъясняет, что его ожидает нечто великое. **"Только"**, говорит, **"Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря"**. Чтобы показать, что он отправляется добро­вольно, и чтобы ты не думал об узах или необходимости, го­ворит: **"по всем городам".** Потом присовокупляет: **"но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса"**. Видишь ли, что это слова не пла­чущего, но смиренно рассуждающего, поучающего других и состраждущего случившемуся? Не сказал: мы скорбим, а нужно терпеть, но: я и не думаю о том. Этими словами опять он не превозносит себя самого, а научает их, как прежде смирен­номудрию, так теперь мужеству, дерзновению, и как бы так говорит: я не предпочитаю первое последнему, но более всего думаю о том, чтобы **"совершить поприще мое и служение"**. Не сказал: проповедать или научить, но: **"проповедать Евангелие благодати Божией"**. Далее намеревается сказать нечто бо­лее поразительное, именно: **"чист я от крови всех"**; потому предуготовляет их и показывает, что более ничего не остается. Намереваясь возложить на них все бремя и всю ношу, он на­перед трогает их душу словами: **"и ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы"** [[new:act:20:25|(ст. 25)]], И потом произносит: **"чист я от крови всех"** [[new:act:20:26|(ст. 26)]]. Сугубая скорбь оттого, что **"лица его"** они уже не увидят, и оттого, что они **"все"** (не увидят): **"вот, я знаю"**, говорит, **"что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие"**. Потому я не напрасно свидетельствую пред вами, как уже навсегда отсутствующий. **"чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию"** [[new:act:20:27|(ст. 27)]]. Ви­дишь ли, как он устрашает и поражает удрученные скор­бью души их? И хорошо, потому что это было необходимо. **"Не упускал"**, говорит, **"возвещать вам всю волю Божию"**. Следова­тельно, не возвещающий виновен в крови, т.е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее этого. Он показывает, что и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их. **"Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею"** [[new:act:20:28|(ст. 28)]]. Видишь ли, что он дает две заповеди? Бесполезно как исправ­лять только других, – боюсь, говорит он же, //"дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным"// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9:27)]], – так и заботить­ся только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, ко­торый ищет только полезного для него самого и подобен че­ловеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Па­вел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. **"В котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога"**. Смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, полу­чили рукоположение от Духа; это означает слово: **"поставил"**. Вот первое побуждение. Потом: **"пасти Церковь Господа и Бога"**, вот второе. А третье заключается в том, что говорит далее: **"которую Он приобрел Себе Кровию Своею"**. Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и не малой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил кровь Свою, чтобы примирить врагов; а ты не можешь поддер­живать любовь даже с друзьями? **"Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада"** [[new:act:20:29|(ст. 29)]]. Представляет им новое побуждение, указывая на будущее, подобно как и в другом месте говорит: //"наша брань не против крови и плоти"// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]. **"По отшествии моем"**, говорит, **"войдут к вам лютые волки, не щадящие стада"**. Двоякое бедствие: и его не бу­дет, и другие станут нападать. Для чего же ты отходишь, если предвидишь это? Дух, говорит, влечет меня. Смотри, не просто сказал: **"волки"**, но прибавил: **"лютые"**, желая выразить их силу и свирепость; а что всего тяжелее, эти волки, говорит, **"и из вас самих восстанут люди"**: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань. Хорошо сказал: **"бодрствуйте"**, показав этим, что предмет заслуживает особенного внимания, – это именно Церковь, – что угрожает великая опас­ность, – так как (Господь) искупил ее кровию, – и что брань бу­дет великая и сугубая. Это он выразил словами: **"и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою"** [[new:act:20:30|(ст. 30)]]. Далее, после того, как устрашил их словами: **"лютые волки"** и: **"и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно"**, как бы отвечая на чей-нибудь вопрос: что же будет, кто станет охранять нас? – говорит: **"посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас"** [[new:act:20:31|(ст. 31)]]. Смотри, как чрезвычайны были дела его: **"день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас"**. Он не тогда только оказывал попечение, когда видел многих, но не оставлял делать все это и для одной души. Таким образом, он и соединил их. А сами слова означают следующее: доволь­но сделано с моей стороны; я три года оставался (с здешни­ми верующими), довольно они утверждены, довольно укоренены. **"Со слезами"**, говорит. Видишь ли, что для этого (он проливал) слезы? **"Не зная"**, говорит, **"что там встретится со мною"**. Что? Не потому ли ты и отходишь? Нет; напротив, я очень знаю, **"узы и скорби ждут меня"**. Я знаю, что меня ожидают искушения, но какие, не знаю; а это еще тяжелее. Впрочем, не подумайте, что я, говоря это, сокру­шаюсь: я **"не дорожу своею жизнью"**. Говорит это для того, чтобы ободрить их ум и научить не только не убегать (от опасностей), но и мужественно переносить их. Потому и назы­вает дело свое **"поприще"** и **"служение"**, течением означая блеск его, а службою – обязанность. Я служитель, говорит, и ничего более. Утешив их, чтобы они не скорбели о страданиях его, сказав, что он переносит их **"с радостью"**, и, показав (про­исходящие от того) плоды, он потом и высказывает мысль прискорбную. Делает это для того, чтобы не слишком отяг­чить ум их. Какая же это мысль? Следующая: **"и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно"**. Как, скажет кто-нибудь, – ты думаешь о себе так много, что если отойдешь, то и мы лишимся жизни? Нет, говорит, не то я говорю, что­бы мое отсутствие имело такие последствия, – но что? **"И из вас самих восстанут люди"** некоторые. Не сказал: по причине отшествия моего, но: **"по отшествии моем"**, т.е. после отправления, как это уже и случалось; если же случалось доселе, то тем более случится после. Далее (показывается) цель: **"дабы увлечь учеников за собою"**. Так, ереси бывают не для чего иного, как для этого. Вместе с тем и утешение: **"которую Он приобрел Себе"**, говорит, **"Кровию Своею"**. Если Он приобрел ее кровию моею, то, конечно, защи­тит ее. **"День и ночь"**, говорит, **"непрестанно со слезами учил"**. Это справедливо можно было бы сказать и нам. Слова его по-види­мому относятся собственно к учителям, но вместе с тем они относятся и к ученикам. Для чего я говорю, увещеваю, плачу день и ночь, если ученик не слушает? Потому, чтобы кто не подумал в свое оправдание, что достаточно только быть учеником, хотя и без послушания, (Павел) сказавши: **"свидетельствую"**, присовокупил: не упускал возвещать вам. Дело учителя – только возвещать, проповедовать, научать, не умол­кать, увещевать день и ночь; если же при всем этом не бу­дет никакого успеха, то сами знаете, что следует. Тогда бу­дет другое оправдание: **"что чист я от крови всех"**. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви** А что Павел просто, что знал, тому и учил не только бывших с ним, но и всех его слушавших, это он сам показывает. Ибо когда епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете, так как он спешил в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, то свидетельствуя им о многом и говоря о том, что должно случиться с ним в Иерусалиме, прибавил: //Знаю, что уже не увидите лица моего; посему, свидетельствую вам в сей день, что чист я от крови всех. Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас епископами управлять Церковью Господа, которую Он приобрел Себе кровию Своею// [[new:act:20:25|(Деян. 20:25-28)]]. Затем, указывая на имеющих появиться злых учителей, сказал: //Я знаю, что по отшествии моем придут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, говорящие превратное, дабы увлечь учеников за собою. Не упускал я//, - сказал он, - //возвещать вам всю волю Божию// [[new:act:20:29|(Деян. 20:29-30)]]. Так апостолы просто и ни на кого не смотря преподавали всем то, чему они были научены от Господа. Так и Лука ни на кого не смотря передал нам то, что узнал от них, как сам свидетельствует, говоря: //как предали нам бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова// [[new:lk:01:02|(Лк. 1:2)]]. //**Против ересей.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-21 **От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: вы весте, яко от перваго дне, отнелиже приидох во Асию, како с вами все время бых, Работая Господеви со всяким смиренномудрием, и многими слезами и напастьми, прилучившимися мне от иудейских навет: Яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людми и по домом: Засвидетельствуя иудеем же и еллином еже к Богу покаяние, и веру яже в Господа нашего Иисуса Христа** **Со всяким смиренномудрием**. Не просто со смиренномудрием, но со всяким; потому что много видов смиренномудрия: смиренномудрие в слове, смиренномудрие в деле, смиренномудрие по отношению к начальникам, смиренномудрие по отношению к подчиненным. **Призва пресвитеры церковныя**. Многим неизвестен обычай Писания, особенно нового завета, - называть епископов пресвитерами и пресвитеров епископами; между тем это видно и из этого места и из послания к Титу, а также и из послания к Филиппийцам. Мы могли бы также узнать, не то ли самое следует, хотя по заключению, выводить и из первого послания к Тимофею. Из книги Деяний можно убедиться в этом; потому что написано следующее: **от Милита же послав в Ефес, призва пресвитеры церковныя**, - не сказано, что призвал епископов; между тем потом присовокупляет: //в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога// (ст. 28). В послании же к Титу говорит: //и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех// [[new:tit:01:05|(Тит. 1:5)]], а в послании к Филиппийцам пишет: //Павел и Тимофей раби Иисус Христовы, сущым в Филиппех, с епископы и диаконы// [[new:fil:01:01|(Фил.1:1)]]. - Яко ни в чесом от полезных обвинухся, еже сказати вам. Было значит и такое, что не следовало знать. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так высказывать все есть признак неблагоразумия. Поэтому прибавил: **от полезных**. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви** Под **пресвитерами** здесь можно разуметь вообще старейших (Πρεσβυτερους τής έϰϰλησία), то есть и священников, и епископов. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви** **Призвал пресвитеров церкви** - по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах (25 ст. ). [<10>]