[<10>] ====== Толкования на Деян. 21:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-38 **На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал. В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость. Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа, ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему! При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников** Этот (Иаков) был брат Господень и епископ Иеруса­лимский, муж великий и дивный. К нему-то приходит Павел, подобно как и прежде он был послан к нему же; а каким образом, послушай. **"На другой день"**, говорит (писатель), **"Павел пришел с нами к Иакову"**. Смотри, как он чужд гордости. **"Пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его"**. Опять рассказывает им случившееся у язычников, не из тщеславия, – да не бу­дет! – но чтобы показать Божие человеколюбие и исполнить их великой радости. **"Они же"**, смотри, **"выслушав, прославили Бога"**; не стали превозносить Павла и удивляться ему, но прославили Бога, потому что рассказывая он все приписывал (Богу). **"Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям"** [[new:act:21:20|(ст. 20, 21)]]. Смотри, как скромно и они го­ворят. Не (Иаков) говорит, как епископ, со властью; но самого (Павла) они делают участником совещания, и тотчас же, с самого начала, как бы извиняются тем, что им не хо­телось бы (видеть его обвиняемым). Видишь ли необходимость этого дела. **"Видишь, брат"**, говорят, **"сколько тысяч уверовавших Иудеев"**? Не говорят: сколько тысяч мы обратили, но: **"уверовавших"**. **"И все они"**, говорят, **"ревнители закона"**. Две причины: множество (уверовавших из иудеев) и образ их мыслей. Если бы их было немного, то и тогда не следовало бы пренебрегать ими; если же их много, – хотя и не все держались закона, – то это – дело важное. Далее и третья причина. **"А о тебе наслышались они"**, гово­рят, **"что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям"**. Не сказали: они слышали, но: **"наслышались"**, т.е. убеж­дены и поверили, **"что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям"**. Сказав это, про­должают: **"Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет"** [[new:act:21:22|(ст. 22, 23)]]. Говорят это, как советующие, а не как приказываю­щие. **"Есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон"** [[new:act:21:24|(ст. 24)]]. Советуют ему оправдаться не словами, а делом: **"чтобы остригли себе голову"**, говорят, **"и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон"**. Не сказали: ты учишь, но: **"слышанное ими о тебе несправедливо"**, опять выражая, что они убеж­дены в том; **"что и сам ты продолжаешь"**, т.е. что сверх того ты и сам хранишь (закон). Не то только нужно было знать, учит ли он других, но и то, соблюдает ли сам. А что, скажешь, если язычники узнают об этом, – не соблазнятся ли они? Как (они могут соблазнится), когда мы – иудейские учители – отпра­вили к ним послание? **"А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда"** [[new:act:21:25|(ст. 25)]]. Этого достаточно для опровержения. Слова их означают следующее: как мы заповедали им это, хотя проповедуем иудеям, так и ты, хотя проповедуешь язычникам, поступай здесь согласно с нами. Павел же, смотри, не сказал: я могу представить Тимофея, которого я обрезал, могу убедить словом; но послу­шался их и сделал все, – потому что так нужно было. Не то было бы, если бы он стал оправдывать себя, или сделал это так, чтобы никто не знал о том. К устранению подозрения могло служить и то, что он принял на себя издержки. **"Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение"** [[new:act:21:26|(ст. 26)]]. **"Объ­явив"**; так он сам сделал это известным. **"Когда же семь дней оканчивались"** [[new:act:21:27|(ст. 27)]]. Смотри, как много времени он посвящает на это! **"Тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие"** [[new:act:21:27|(ст. 27, 28)]]. Заметь, как они всегда склонны к мятежу: без стыда кричат среди (храма)! **"Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери"** [[new:act:21:29|(ст. 29, 30)]]. **"Мужи"**, говорят, **"Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего"**. Что особенно смущало их, именно храм и закон, на то и указываюсь. Между тем Павел, претерпевая все это, не упрекал апостолов, что они были винов­никами случившегося с ним: так был он великодушен! **"Схватив Павла, повлекли"**, говорит (писатель), **"его вон из храма, и тотчас заперты были двери"**. Они намеревались убить его, и потому извлекли вон, чтобы сделать это с большею свободою. **"Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал"** [[new:act:21:31|(ст. 31-33)]]. Для чего он, намереваясь допросить Павла, приказал связать его двумя цепями? Для того, чтобы укротить ярость народа. **"В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость. Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа, ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!** (в ц.сл.: возьми его)" [[new:act:21:34|(ст. 34-36)]]. Что значит: "**смерть ему** (возьми его)"? У иудеев был обычай – говорить это против тех, кого они обвиняли; так и о Христе они гово­рили: **"смерть ему"**, т.е. истреби Его из среды живых. А иные думают, что выражение: возьми его значит то же, что у нас по римскому обычаю: посади его под арест. **"При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто?"** [[new:act:21:37|(ст. 37)]] Когда несли его по ступеням, он просит дозволения сказать нечто тысяченачальнику, и смотри, как кротко: **"можно ли"**, говорит, **"мне сказать тебе нечто?"** **"А тот сказал: ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?"** [[new:act:21:38|(ст. 38)]]? Этот египтянин был нововводи­тель и мятежник. Павел оправдывает себя и ответом своим отстраняет это подозрение. Но обратимся к вышесказанному. **"Есть у нас"**, говорят (пресвитеры), **"четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними"**. Павел не противится этому, но повинуется. Отсюда ясно, что не непременно следовало сде­лать это (потому они и убеждают его), – а что это было делом предусмотрительности и снисхождения. Это не было препятствием проповеди, потому что они же дали заповедь (касательно языч­ников). Потому и сам (Павел), устрояя таковое дело, впослед­ствии укоряет Петра, и делает это не без причины, так как, что сделал он здесь, то Петр там, таясь и держась своего мнения [[new:gal:02:11|(Гал. 2:11-14)]]. Не сказали, что не нужно учить (иудеев) подобно язычникам, или что можно им и не проповедовать, но что должно сделать нечто большее, чтобы они удостоверились, что ты соблюдаешь закон. Это – дело снисхождения, не бойся. И смотри, не прежде убедили его, как изъяснив наперед, что (этого требует) предусмотрительность и польза. В Иеруса­лиме, говорят, сделать это позволительно. Сделай же это здесь, чтобы тебе можно было делать то и вне (Иерусалима). **"Тогда Павел"**, го­ворит (писатель), **"взяв тех мужей в следующий день"**; не медлит, но, показывая свое послушание на деле, тотчас берет тех, с ко­торыми намеревался совершить очищение: так пламенно он разделял эту предусмотрительность! Но как, скажут, азийские иудеи увидели его во храме? Им позволялось быть там в некоторые дни. Смотри, как все это сделалось по смотрению (Божию). Когда (одни) иудеи убедились, тогда нападают (другие); а иначе и те напали бы на него. **"Помогите"**, говорят, **"мужи Израильские"**; как будто в их руках кто-нибудь такой, кого трудно уловить и удержать, – кричат: **"помогите! этот человек всех повсюду учит"**; не здесь только, говорят, но **"повсюду"**. Усиливают об­винение из соприкосновенных обстоятельств: **"притом"**, говорят, **"и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место"**. При Христе и они приходили туда для поклонения [[new:in:12:20|(Ин. 12:20)]]; но здесь говорится, что они при­шли не для поклонения. **"И, схватив Павла"**, говорит (писатель), **"повлекли его вон"**. Смотри, как они извлекают его вон из храма; они не думали о законах или судилищах, и потому сами стали бить его: так они во всем являются дерзкими и бесстыдными! В это время (Павел) не оправдывался, а после; и хорошо, – потому что тогда они не послушали бы. Для чего они кричали: возьми его? Опасались, чтобы он не убежал. Между тем, смотри, с каким смирением Павел говорит тысяченачальнику. Что же он говорит? **"Можно ли мне сказать тебе нечто?"** Так он был кроток, так смиренно вел себя везде. **"Так не ты ли"**, спрашивает (тысяченачальник), **"тот Египтянин"**? Посмотри на злоухищрение диавола. Этот египтянин был обманщик и обольститель; (диавол) и надеялся, прикры­ваясь им, представить Христа и апостолов участниками в приписываемых ему преступлениях. Но нисколько не успел в этом; напротив, истина стала еще светлее и воссияла бли­стательнее, не потерпев ничего от козней диавола. Если бы не было обманщиков, и (апостолы) одержали бы победу, тогда иной, может быть, стал бы подозревать. Но если и те явля­лись, а эти одержали победу, то нельзя не удивляться. Для того и попускается являться тем, чтобы более прославились эти, как и сам (Павел) говорит в другом месте: //"дабы открылись между вами искусные"// [[new:1kor:11:19|(1 Кор. 11:19)]]. Подобным образом и Гамалиил говорил: //"незадолго перед сим явился Февда"// [[new:act:05:36|(Деян. 5:36)]]. Касательно разбойников (сикарей) одни говорят, что это был род разбойников, полу­чивших такое название от того, что они носили мечи, назы­ваемые у римлян сиками (sica). Другие (говорят, что они при­надлежали) к одной из еврейских сект. У (евреев) три главные секты: фарисеи, саддукеи и ессеи, которые называются праведными за чистоту жизни (οσιοι, – отсюда имя ессеев), – и сикариями, потому что они были ревнители (ςηλωταί). //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры** См. Толкование на [[new:act:21:15#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 21:15]] ===== Беда Достопочтенный ===== **На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры** Этот Иаков был братом Господа, то есть сыном сестры Марии, Матери Господа, о которой упоминает евангелист Иоанн [[new:in:19:25|(Ин. 19:25)]]. После страдания Господа он, получив от апостолов должность епископа, тридцать лет возглавлял Церковь в Иерусалиме, то есть до седьмого года правления Нерона. Так как иудеи не могли убить Павла, к чему более всего стремились, то после смерти Феста и до прихода Альбина в провинцию, они напали на Иакова, который был похоронен рядом с храмом, откуда и был сброшен. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры** **С нами** - т. е. со спутниками, в числе коих был Дееписатель. **К Иакову** - брату Господню, епископу Иерусалимскому ([[new:act:12:17|Деян. 12:17;]] [[new:act:15:13|15:13]] и дал. ). О других апостолах не упоминается, очевидно, потому, что они были с проповедью в других странах. Зато приходят все пресвитеры (см. прим. к [[new:act:11:30|Деян. 11:30]] и паралл. ), составив особое торжественное собрание представителей Церкви, по случаю прибытия в Иерусалим великого "апостола языков". [<10>]