[<10>] ====== Толкования на Деян. 21:38 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников** См. Толкование на [[new:act:21:18#svt_ioann_zlatoust|Деян. 21:18]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников** См. Толкование на [[new:act:21:35#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 21:35]] ===== Лопухин А.П. ===== **Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников** Русский, а равно и славянский тексты данного места искажают оттенок мысли подлинника, благодаря неправильному чтению греческого "ara". Это "ara" с острым ударением в отличие от ara (ли - с ударением облеченным) означает //следовательно, итак, вправду, в самом деле, значит//. Посему греческое - "ouk ara su eϊ o AiguptioV" - должно быть переведено, с оттенком удивления - **так не ты, значит, тот египтянин, который** и т. д. Этим предполагается, что тот египтянин не говорил по-гречески, о чем было известно тысяченачальнику. По свидетельству Флавия (о войне Иудейской II:13, 25; Археол. XX:8. 6), этот египтянин был чародей, выдававший себя за пророка и имевший много приверженцев. Своими ложными пророчествами он привлек иудеев на Масличную гору, откуда обещал показать им чудесное зрелище - падение городской стены. Отсюда, с четырьмя тысячами иудеев (по Флавию - всех приверженцев его было до 30 000), он прошел всю страну, всюду доводя свой фанатизм до разбоя. Правителю страны Феликсу удалось захватить их, но сам предводитель их успел убежать. **Разбойников** - собственно **сикариев** (от латинского sica - кинжал), ножовщиков. В отличие от обыкновенных разбойников, это была партия головорезов, террористов, поставивших себе целью не грабеж и убийство всех без разбора, а лишь наиболее вредных, с точки зрения иудея, прислужников Рима, а впоследствии вообще - всех, заподозренных в римских симпатиях. Конечно, как и всегда, в ряды этих "идейных" носителей меча прокрадывались и завзятые разбойники, преследовавшие свои особые личные цели, чисто воровского характера. Таких разбойников особенно много расплодил по стране Феликс (Флав. Археол. XX:6 и д. ; О войне Иудейской IX:13, 3). [<10>]