[<10>] ====== Толкования на Деян. 22:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали** См. Толкование на [[new:act:22:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 22:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-13 **Со мною же сущии свет убо видеша, и пристрашни быша: гласа же не слышаша глаголющаго ко мне. Рекох же: что сотворю, Господи? Господь же рече ко мне: востав иди в Дамаск: и тамо речется ти о всех, яже вчинено ти есть творити. И якоже не видех от славы света онаго, за руку ведомь от сущих со мною, внидох в Дамаск. Ананиа же некий, муж благоговеин по закону, свидетельствован от всех живущих в Дамасце иудей, Пришед ко мне, и став рече ми: Савле брате, прозри, и аз в той час воззрех нань** **Свет убо видеша**. Это было с целию; так как он один должен был выслушать глас оный. А так как люди довольно посредственные доверяют более зрению; то бывшие с Савлом только **свет видеша и пристрашни быша: гласа же не слышаша**. И свет произвел такое действие не для них, а для Савла; поэтому и зрения лишил его, а не их; но в то время, когда свет изливался на него, и им дозволялось смотреть на этот свет, если хотели. Мне же кажется, что они не уверовали по особенному Божественному устроению, чтобы быть такими свидетелями события, которым иудеи не могли не верить. **Ведом от сущих со мною, внидох в Дамаск**. Прекрасно прилагается упоминание об городе, чтобы знали иудеи, что Савл был гонителем. Павел переплетает свидетельства лиц со свидетельствами обстоятельств, бывших с ним самим и с другими. Свидетелями являются священники, старцы, спутники. Факты свидетельствуются фактами, а не личностию только: свидетели - Анания, человек посторонний, далее - самый факт, то есть, прозрение. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали** См. Толкование на [[new:act:09:07#prp_maksim_ispovednik|Деян. 22:6]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали** Выше об этом видении говорится, что его спутники остановились, пораженные, ибо слышали голос, но никого не видели [[new:act:09:07|(Деян. 9:7)]]; отсюда следует, что они слышали звук непонятного голоса, но не понимали смысла слов. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Аратор ===== **Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали** Для того чтобы известное разногласие повествований получило объяснение, приступим к обсуждению. Павел в рассказе о своем обращении сообщает, что его спутники свет видели, а голоса того слухом не восприняли, а в другом месте говорится, что, когда он, ослепнув, упал, голос люди услышали [[new:act:09:07|(Деян. 9:7)]]. Так изменяется описание у рассказчика. Но и то и другое правдоподобно и согласуются без натяжки. В первом случае под «услышали» подразумевается «восприняли шум», а во втором «не услышали четко». Таков легкий путь доказательства. С полным основанием можно согласиться, что голос, поскольку нечеток, не говорил, и не верить, что речью выражено то, значения чего не смог понять свидетель, ведь только слух оказался задействованным у него, а неясный шум проник только в его уши. Вот почему говорится одновременно, что они слышали и не слышали. Слышали - голос, но не слышали внятной речи, и единственное обстоятельство привело к двум повествованиям. //**История апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали** **Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали**. В рассказе Дееписателя[[new:act:09:07|(Деян. 9:7)]] здесь, по-видимому, разница:// "слыша голос, а никого не видя..."//. Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно слышать какие-то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла ("мне"), так сказать - слыша, не слышать (ср. [[new:in:12:28|Ин. 12:28-29]]). Могло быть и то, что они и свет видели, и никого не видали при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла. Святый Златоуст (ср. Феофил. ) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий Дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение Дееписателя - "слыша голос" - относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола - "голоса, говорившего мне, не слыхали" - относится к голосу Самого Господа. Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом Дееписателя [[new:act:09:10|(Деян. 9:10-18),]] отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь. См. Толкование на [[new:act:22:06#lopuxin_ap|Деян. 22:6]] [<10>]