[<10>] ====== Толкования на Еф. 1:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:ef:01:01#svt_ioann_zlatoust|Еф. 1:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** **Благодать и мир!** В этих двух словах совмещает Апостол все духовные сокровища христианства. Благодать к миру относится, как листок или корень к цвету и плоду. Божественная благодать есть главное условие христианской жизни, которой высший цвет и плод есть мир. Благодать — все силы, яже к животу и благочестию; мир — непоколебимое обладание сими дарами, хранение их и пользование ими. Мир с Богом в совести — внутренний мир, от сознания обретения твердой опоры жизни и твердых надежд, и от приведения в гармонию всех своих стремлений и содержание их в сей гармонии. И внешний мир бывает; но он есть промыслительное внешнее пособие, а не необходимость для внутренней жизни. Так Апостольское благожелание совмещает высшее и лучшее, чего только может ожидать от благожелателя смиренное и благоговейное чувство христианское. Высшее — благодать, которая осужденному грешнику открывает вход к милосердому Богу Отцу и отверзает для него сокровища беспредельной любви Его. Лучшее — мир, который водворяется, когда в борьбе света и тьмы во внутреннем средоточии личной жизни преимущество остается за светом, когда смутительные тревоги совести улегаются и тяжелое чувство безответной грешности и осуждения находит благонадежный исход. В том, что с христианином всегда благодать и что ему принадлежит обетование мира, за поручительством Бога Отца и Господа Иисуса Христа — неложных в слове и деле, — в этом для него утешение в скорби и воодушевление к мужеству в неизбежной ему борьбе. Где благодать, там и мир, хотя он не всегда во всей силе чувствуется христианином, пока он состоит в борьбе со грехом, с темными силами и внешними противностями добрым начинаниям его. Можно сказать, что святость и вера, — помянутые, — состоят в соответствии с благодатию и миром. Благодать — источник святости; мир — цель верности вере. Приняв благодать по вере, пребывай верным вере, чтоб сохранить благодать всегда присущею и при ее помощи, преуспев в святости, достигнуть мирного устроения сердца, в коем почивает Бог — сладкий предел трудов жизни Богоугодной. Облагодатствующий есть преимущественно Бог Отец, а миротворец — Бог Сын в Духе Святом. Почему и говорится: **от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.** Блаженный Иероним пишет: «Или то и другое относится к обоим вместе — то есть благодать и мир как к Богу Отцу, так и к Господу нашему Иисусу Христу; или одно надо отнесть к одному, а другое к другому, — благодать к Богу Отцу, а мир к Господу Иисусу Христу, как ниже несколько и говорится: //в похвалу славы благодати Своея, еюже облагодати нас о Возлюбленнем// [[new:ef:01:06|(6)]]. Благодать Отца состоит в том, что Он благоволил послать для спасения нашего Сына Своего, а мир Сына — в том, что Им мы примирены с Богом Отцом». Святой Златоуст говорит: «Сказал — **благодать**, и Бога называет Отцом, ибо той (благодати) признаком служит сие (наименование). Как? — Послушай, что говорит он в другом месте: //понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша вопиюща: Авва Отче!// [[new:gal:04:06|(Гал. 4, 6)]]». Блаженный Феофилакт ту же мысль излагает полнее: «Сказав **благодать**, прибавляет от Бога Отца нашего, чтобы показать, что соделала для нас благодать, - именно то, что Владыку и Бога соделала Отцом нашим. Но и Господь, то есть Бог Сын, по благодати к нам, соделался и Иисусом и Христом, ибо, воплотившись ради нас, Он принял имя Иисуса и помазал человечество Божеством». Верующим дается область чадами Божиими быти, потому что они, прияв Господа, рождаются от Бога — не имя только носят сынов, но существенно бывают сынами [[new:in:01:12|(Ин. 1, 12-13)]]. Дух Божий, творящий сие, влагает и чувство сыновства, по которому истинно возрожденный с таким же расположением именует Бога Отцом, с каким естественный сын естественного отца. Иисус Христос есть Господь не нас только — христиан, но и всего мира; ибо Ему, яко Ходатаю и Искупителю, все предано Отцом, дана //всякая власть на небеси и на земли// [[new:mf:28:18|(Мф. 28, 18)]], которую и будет Он являть до совершенного исполнения всего плана домостроительства нашего спасения, когда предаст Он Свое Царство Богу и Отцу [[new:1kor:15:24|(1 Кор. 15, 24)]] — и //будет Бог всяческая во всех// [[new:1kor:15:28|(28)]]. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:ef:01:01#prp_efrem_sirin|Еф. 1:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа** Сказав: **благодать**, прибавляет: **от Бога, Отца нашего**, дабы показать, что сделала нам благодать, именно: она сделала Отцом нашим Владыку и Бога. Но и Господь, то есть Сын, по благодати к нам соделался и Иисусом и Христом, так как ради нас воплотился, наречен Иисусом и освятил человечество Божеством. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Или оба понятия относятся к Тому и Другому, т.е. и **благодать и мир** - как к Богу Отцу, так и к Господу нашему Иисусу Христу; или же каждое понятие отдельно - к каждому Лицу отдельно, так что **благодать** относится к Богу Отцу, а **мир** - ко Христу. Скорее второе, поскольку непосредственно вслед за тем следует: //в похвалу славы благодати Своей, в которой Он прославил нас в Возлюбленном// [[new:ef:01:06|(Еф 1:6)]]; так что благодать Отца в том, что Он соблаговолил послать нам Сына ради нашего спасения; а мир Сына в том, что через Него мы примирились с Отцом. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Две вещи решительнее всего прекращают распри и выражают заповедь Божию: **благодать** и **мир**. Поскольку ефесяне пребывают в заблуждении, для них важнее благодать, благодаря которой они могли бы узнать Бога, безусловно повиноваться Ему и Христу и всецело уповать на Христа, не принимая ничего другого... Павел также присовокупляет: **И мир от Бога**, ибо кто пребывает в разногласии [с верой], тот порождает раздоры... //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Павел желает благодати Божией //святым и верующим// и Бога называет **Отцом нашим**, поскольку все Им создано и восстановлено. Христа же он называет **нашим Господом**, ибо Он искупил нас, отдав Себя за нас. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:ef:01:01#lopuxin_ap|Еф. 1:1]] [<10>]