[<10>] ====== Толкования на Еф. 1:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении** См. Толкование на [[new:ef:01:07#svt_ioann_zlatoust|Еф. 1:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **юже преумножил есть в нас, во всякой премудрости и разуме** И то все, о чем доселе помянуто, искупление и оставление грехов, усыновление и дарование святости и непорочности, и это все уже есть великое богатство. Сказать бы после этого: вот что для вас сделано, усвойте то, и спасетесь и блаженство восприимите вечное. Но благость Божия не удовольствовалась этим, а нашла возможность преумножить и это богатство благодати. Так говорит святой Златоуст: «И то богатство, но это гораздо большее. Богатство уже было, а Он его еще преумножил, то есть излил неизреченно обильно». После сего святой отец наш с движением прибавляет: «Невозможно словом представить, что сделано с нами и для нас. Нам даровано богатство, богатство необъятное, богатство не человеческое, но Божеское, так что слово совершенно бессильно изрещи его». В чем же состояло это преумножение? — **Во всякой премудрости и разуме.** «То есть (в том), что Он соделал нас мудрыми и разумными в истинной мудрости и в истинном разуме» (святой Златоуст). Под словами сими можно разуметь вообще все Божественное откровение, все, что угодно было Господу открыть нам о творении, промышлении, искуплении и будущих надеждах (блаженный Иероним). Преумножение благодати в этом можно выразить так: вот что для вас сделано! Веруй, вот тебе благодать, вот правила жизни: живи так по вере, при помощи благодати, и спасешься. А о том, что как есть и бывает и что будет — не пытай. Не твое дело! Так бы и спасались. Но Богу угодно было преумножить сию благодать, просветив ум наш светлыми понятиями о всем, от начала до последних дней века и о самой вечности. Все ясно и определенно нам сказал. Не во тьме ходим, как прочие, но во свете Божественного разума. Амвросиаст пишет, что премудрость и разум — в благодати придаток. «К исчисленным благам (то есть святости, всыновлению, искуплению) прибавляется дар премудрости и разума в вещах духовных». Можно бы оставить нас ходить в примраке веры; но нам дан свет ведения и о всем, а паче о том, как душу свою спасать и как она спасается, проходя разные степени духовного совершенствования. Это можно почитать преизбытком благодати. Но лучше, понимая под преумножением благодати то, что нам сообщается свыше не благодать только, но и ведение, премудрость и разум, разуметь под этим не всю область сообщаемого нам ведения, а только расширение ее. Иметь ведение о Боге и Божественных вещах необходимо для спасающихся, потому оно не избыток благодати, а необходимая часть ее. Когда положил Бог спасти нас благодатию Своею, то в сие определение должно было войти и дарование ведения, или откровение в просвещение разума. Но в области ведения есть предметы, которые знать необходимо, как условия спасения, а могут быть и такие, о которых сообщается только для полноты ведения, как бы для украшения или завершения дома премудрости, представляемого Божественным откровением. — Ведение все, Божеское, — необъятно. Малейшую из него часть, самонужнейшую, открыл Бог нам о Себе и о делах Своих. Но этим необходимым не ограничился, а сказал еще и то, что надо почесть преумножением Его благодати к нам. Что же именно такое? — То, о чем говорится вслед за сим, то есть возглавление всего во Христе Иисусе. Созерцанием сего полон был ум Апостола; восхищение от сего созерцания побудило его писать самое послание; к нему, как к последнему пределу, он и речь всякую сводит. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении** См. Толкование на [[new:ef:01:03#prp_efrem_sirin|Еф. 1:3]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам** Соделал же это, говорит он, по богатству благодати Своей. Заметь эти усиленные выражения: нам дано богатство, и богатство Божие, богатство благодати, и не просто благодати, но **каковую Он в преизбытке даровал нам**, то есть преизобильно излил. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении** Что мудрость и знание различны, это думают также и стоики, рассуждая так: мудрость есть познание вещей божественных и человеческих, а знание - только смертных. Согласно с таким различением мы можем под мудростью понимать познание невидимого и видимого, а под знанием - только видимого. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении** Поистине, вся мудрость и разумение состоят в том, чтобы познавать Христа, а через Христа - постигать и созерцать Бога. А всякая другая мудрость, или мирская, или даже и надмирная, однако не ведающая Христа, есть тщетная и ничтожная мудрость и [ничтожное] разумение. Итак, мы осыпаны этими богатствами Божиими для того, чтобы еще в большей степени стать тем, чем только начали становиться. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении** **Каковую Он в преизбытке даровал нам.** Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила [[new:2pet:01:03|(2 Пет. I:3)]] дарована нам в виде **всякого рода премудрости и разумения.** Под **премудростью** нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под **разумением** - способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт. См. также Толкование на [[new:ef:01:03#lopuxin_ap|Еф. 1:3]] [<10>]