[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** //Вопрос//. Поелику написано: **«исполняя желания плоти и помыслов»**; то ужели одни вожделения плоти, другие – помышлений, и каковы они? //Ответ//. Апостол в другом месте подробно и поименно перечисляет вожделения плоти, говоря: //«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное»// [[new:gal:05:19|(Гал.5, 19–21)]]; а в другом месте общее: //«плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут»// [[new:rim:08:07|(Рим. 8, 7)]]. А вожделениями помышлений можно назвать суждения, не подтверждаемые Писанием, каковы те, о которых сказано: //«ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» и помышления не «пленяем… в послушание Христу»// [[new:2kor:10:04|(2Кор.10, 4, 5)]]. Почему необходимо и безопасно всегда и везде соблюдать сказанное Давидом: //«и совети мои оправдания Твоя»// [[old:ps:118:024|(Псал.118.24)]]. См. также Толкование на [[new:ef:02:02#svt_vasilij_velikij|Еф. 2:2]] **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** См. Толкование на [[new:ef:02:01#svt_ioann_zlatoust|Еф. 2:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **в нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии** **В нихже и мы вси**... Мы все — иудеи; исключения никакого, мертвость духовная от грехов была повсюдная. **В нихже**, — **εν οις**, — к чему отнесть? — Ближайшее впереди имя — //сыны противления// [[new:ef:02:02|(2)]]. Если к ним отнести, будет: среди их, между ними, то есть сынами противления; к чему, в подтверждение, подходит и греч. **жили** — ανεστραφημεν, собственно — вращались. Но ведь об иудеях вообще нельзя сказать, что они вращались среди сынов противления. Отличительная их черта — жить особняком от всех; как и держали они себя, не только у себя, в своей земле, но и когда жили в рассеянии. Потому, думается, лучше — **εν οις** — отнести к //παραπτωμασι — прегрешениям// [[new:ef:02:01|(1)]]. Мертвость духовную он производит от двух причин - от прегрешений и грехов. Прилагая далее это начало к язычникам и иудеям, к первым говорит: **εν αις**, — то есть αμαρτιαις; — **в нихже** — то есть во грехах; прилагая же к иудеям, говорит: **εν οις** — то есть παραπτωμασι — **в нихже**, то есть в прегрешениях. Так понимает это сочетание блаженный Иероним.— «**В нихже** должно относить к //прегрешениям// [[new:ef:02:01|(1)]]. Выше он выставляет два предмета — прегрешения и грехи. Относясь затем к грехам, сказал: //в нихже иногда ходисте// [[new:ef:02:02|(2)]], а к прегрешениям ничего там не сказал в пояснение и приложение; теперь же говорит: **в нихже и мы вси жихом** — то есть в прегрешениях, — чтоб не показалось, что он по гордости себя (иудеев) исключает из числа грешников». Замечательно, что, говоря о греховной мертвости язычников, Апостол объясняет, что они были держимы во грехах, или увлекаемы к ним, прелестями мира и кознями князя века сего. Подводя же под ту же мертвость иудеев, говорит, что эти погрязали в прегрешениях, потому что жили в похотях плоти, не стороннею силою влекомы были к ним, а своею развращенною волею падали в грехи, творя волю плоти и помышлений. Дается мысль, что ни мир, ни диавол не имели такой власти над народом Божиим, какую являли над язычниками. В самом деле, все порядки личной, семейной, церковной и гражданской жизни у иудеев заведены были по предначертанию свыше. Все были освящены волею Божиею и вели к улучшению нрава и приближению к Богу. Тлетворные обычаи мира могли протесняться в среду их только татски, незаконным путем; тогда как у язычников эти обычаи составляли существо их жизни, — из страстей вырождались, страсти питали и разжигали. Равно и князь мира терял над иудеями власть, коль скоро они приняли знамение избрания Божия, вследствие которого составляли удел Божий. Князь мира с обычаями мог входить в круг иудеев только по призыву их самих, когда они, свергши иго благой воли Божией, добровольно предавали себя их чуждому игу. На это и указывает Апостол, говоря, что и мы все были во грехах, живя в похотях плоти. Мир и князь века сего никакой над нами власти не имели, но мы сами погрязали во грехах, живя в похотях, сами для себя были врагами, похоти наши заменяли для нас тлетворную силу мира и князя его. — Но если так можно было думать об иудеях, не тем ли паче надлежит так судить о христианах?! — Не было бы среди нас места миру и диаволу, если б не падкость наша на похоти. Под **похотями плоти** или похотливою плотию разумеются здесь вообще грехолюбивые стремления сердца, отличительная черта которых — самоугодие, — склад души, по коему она все делает только в угодность себе, наперекор требованиям совести и внушениям страха Божия, гласно и определенно предъявляемым. Самоугодие имеет два вида проявления — воля плоти и помышлений, конечно греховных; иначе сказать: плотские страсти и душевные страсти и склонности. Творяще волю плоти и помышлений, то есть что ни пожелает плоть и что ни задумает душа в угодность себе, все то, или одно то, и делали мы, следовали то есть требованиям и влечениям страстей и наклонностей телесных и душевных, — себялюбивых. Святой Златоуст говорит: «Все мы жили, не помышляя ни о чем духовном, — **вси**, потому что нельзя сказать, чтобы хоть кто-нибудь составлял в этом случае исключение. Но чтобы кто-нибудь не стал подозревать, что это говорится с намерением клеветать на плоть, и чтобы не подумал, что вина ее в этом слишком уже велика, смотри, как Апостол предупреждает все подобные подозрения и мысли; **творяще**, говорит, **волю плоти и помышлений**, то есть (самоохотно), увлекаясь похотями и удовольствиями». Феодорит в слове — **помышлений** видит, как зарождается грех сначала в помыслах греховных, а потом уже чрез сочетание с ними воли производится и делом чрез тело. «Апостол, — пишет он, — показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение; потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом». Но, подумает кто, — что же //мертвыми// [[new:ef:02:01|(1)]] он себя не называет, как назвал язычников? — Это уже само собою разумеется. Коль скоро во грехах, то и мертвы, ибо где грех, там и смерть духовная. Но сверх того, ниже он и прямо причисляет иудеев к мертвым духовно, когда говорит: //и сущих нас мертвых прегрешеньми// [[new:ef:02:05|(5)]], — где совмещает под //нас// и иудеев, и язычников. **И бехом естеством чада гнева**. Поелику, творя волю плоти и помышлений, погрязали мы в грехах, то за это состояли и под гневом Божиим. «Раздражили мы Бога, прогневали Его, — стали только предметом гнева Божия, и ничем другим», — говорит Златоуст. То же пишет и Феодорит: «Сказал Апостол **естеством чада гнева**, то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так антихриста наименовал //сыном погибели// [[new:2sol:02:03|(2 Сол. 2, 3)]], то есть достойным погибели». По Экумению и Феофилакту — стали чадами гнева, как делающие дела, достойные гнева. Василий Великий в 268 правиле кратком говорит: «Чадом гнева бывает иной, поколику соделал себя достойным гнева. Ибо как тех, которые достойны Господа и делают дела света и дня, Апостол наименовал сынами света и сынами дня [[new:1sol:05:05|(1 Сол. 5, 5)]], так следует понимать и слова: **бехом чада гнева**». «Слово же — **естеством** стоит вместо — истинно, подлинно — αληθως και γνησιως» (Экумений, Феофилакт). **Якоже и прочии**. «Значит, никто не был свободен (от гнева), но все мы, по делам своим, были достойны гнева Божия» (святой Златоуст). Грех всех сравнял, как пространнее изображает это святой Павел в послании к Римлянам, собирая разные указания на это Ветхозаветного Писания [[new:rim:03:10|(Рим. 3, 10-18)]]. Какая мрачная картина состояния во грехе! Грешник мертв духовно, под тиранством состоит диавола, обладается духом мира, влечется необузданно движениями плоти, рабствует душевным страстям, мятется греховными помышлениями, и за то все — сын гнева, и, следовательно, оброчник вечного наказания. Избавленным от такой беды как не прославлять державную крепость Избавителя, благодатию Своею воскрешающего грешника от смерти греховной и вводящего его в светлую жизнь Богоугождения и святости. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** Божественное Писание может в двух смыслах употреблять слово «сын», называя так одних по природе, других — по приобретению и усвоению. Когда Писание говорит о //сынах человеческих// и //сынах овнов//, это означает сущностное отношение рожденного к тому, кем он был рожден. Когда же он говорит о //сынах силы// (ср. [[old:1ts:14:52|1 Цар 14:52]] (LXX) – Прим.ред.) или //чадах Божиих// (ср. [[new:in:01:12|Ин 1:12]] – Прим.ред.), то имеет в виду близкое родство, произведенное изволением человека. //**Против Евномия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** См. Толкование на [[new:ef:02:01#prp_efrem_sirin|Еф. 2:1]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И мы все жили, некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов** Естественный человек живет по своим собственным желаниям: отдается в плен своим устремлениям, живущим в нем, не разбираясь в них, подчиняясь всецело. А христианин борется со своими желаниями, он постоянно настороже, соображая жизнь свою с законом Божиим, который он считает нормою своей жизни. К сожалению, многие из христиан живут без всякой нравственной сдержки, отдаваясь в полную волю своим страстям, сами того не замечая. Очень хорошо характеризует таких людей один русский писатель, в типе Миши: «У Миши нет идей, а есть ощущения, а так как при этом у него отсутствуют задерживающие центры, то он моментально исполняет то, что велят ему желудок, печень... (С. Елпатьевский, рассказы Т. П. СПБ, 1904 – «Миша», стр. 18). Река, вышедшая из своих берегов, запол_________________ (фрагмент утерян) а когда тихо катит свои воды в своих определенных берегах, она приносит людям много пользы... Если бы люди следили за собою, направляя свою жизнь по нормам Христовым, – воистину радость была бы на земле! //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов** Не этим только успокаивает их, говоря, что греховность наша происходила от диавола, но и тем, что и сам себя, и всех прочих ставил в одно с ними положение; так как никто не был безгрешен. Похотями плоти называет те, которые происходят от плотского мудрования. Что он здесь не порицает плоти, — это ясно. Ибо сказав: **исполняя желания плоти**, присовокупляет: **и помыслов**, то есть не помышляя ни о чем духовном. Поэтому не плоть достойна осуждения, но помышление, которое влечет к страстным удовольствиям. Или же таким образом: мы оскверняем ум, помышляя злое, и плоть, совершая это. А делами плоти можешь считать прелюбодеяние и тому подобное, а делом помыслов — зависть, злопамятство и тому подобное. **и были по природе чадами гнева, как и прочие** Это сказано вместо: — мы оскорбляем и прогневляем Бога, и ничто другое были на самом деле, как гнев; подобно тому, как дитя человеческое по природе есть человек, так и мы. И как сынами геенны и сынами погибели называются достойные того, так и **чадами гнева** называются делающие достойное гнева. Слово же **по природе** поставлено вместо: истинно и подлинно, **как и прочие**, ибо никто не был свободен от гнева. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям** Выше Павел сопоставил два понятия: //И вас, мертвых по проступкам и грехам вашим// [[new:ef:02:01|(Еф 2:1)]], и к //грехам// отнес слова: //в которых вы некогда жили//, а к проступкам ничего, по-видимому, не приложено такого, что могло бы дополнить смысл. Теперь же говорит: **между которыми** [т. е. //сынами противления//] **и мы все жили** [**некогда по нашим плотским похотям**], – и притом прибавил: **мы все**, чтобы не показалось, будто он по самомнению исключает себя. Но кто говорит о себе, что он **жил**, то сознается в проступках прошлого, а не в настоящих. **исполняя желания плоти и помыслов** А между грехом плоти и грехом мысли, по моему мнению, есть такое различие: грех плоти есть бесстыдство и невоздержанность, [а также] то, что служение ей выполняется в страстных движениях. Преступления же мысли относятся к учениям, противным истине, и к еретическому развращению. Так что мы можем сказать, что весьма многие из еретиков (хотя это и редко) исполняют пожелания мысли, а не похоти плоти; а многие, в противоположность принадлежащим к Церкви, исполняют похоти плоти, а не ума; а есть очень многие, которые исполняют похоти и плоти, и помышлений. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Августин Иппонский ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** О природе я уже сказал: когда мы строго говорим о самой природе, то подразумеваем природу изначального сотворения человека – по образу Самого Бога и без греха. В другом случае мы понимаем ту греховную природу, в которой рождаемся заблудшими и подчиненными нашей плоти в наказание за наше осуждение. В связи с чем апостол говорит: **и были по природе чадами гнева, как и прочие**. //**О природе и благодати.**// ---- Что же такое порочность природного человека, и семя злословия от начала, и рожденные в плену и погибели **по природе чада гнева**? Неужели это заложено в природу Адама? Отнюдь нет, но природа в нем исказилась, и от него она естественным ходом пошла и идет через всех, и уже ничто не убережет от этой погибели, кроме милости Божией через Господа нашего Иисуса Христа. //**О браке и вожделении.**// ===== Амвросиаст ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** Упоминая **плотские похоти**, Павел обозначает их как вероломство. Похоть плоти означает наслаждение видимым, так что богами начинают называть вещественные элементы, которым Бог предназначил быть средствами управления миром. Имя же это [«Бог»] должно относиться к одному только Богу, от Которого все происходит, а поскольку нет равного Ему по силе, то и не может быть ни у кого Его имени... Если же кто полагает, что **плотские похоти** означает что-то другое, пусть знает, что апостол вел непорочную жизнь, ибо жил, согласно праведности закона, беспорочно. И поскольку он последовал вере во Христа, Павел говорит **мы**: **мы все жили некогда по нашим плотским похотям**. Всякий грех — от плоти, которая — мать всякого преступления. //**На Послание к Ефесянам.**// ---- Природа определяется волей, ведь человек судится, исходя из воли, а не из природы. Без всякого сомнения, все мученики и оправданные — благи, но не потому, что родились верующими, а потому, что возродились. **//Вопросы относительно Ветхого и Нового Заветов.//** ===== Тертуллиан ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** Как иудей, Павел был одним из //сынов противления//, в ком действовал дьявол, когда он преследовал Церковь и Христа Творца, о чем и говорит: мы **были чадами гнева**. Но – **по природе**, чтобы еретик, коль скоро Творец назвал иудеев //сынами// (ср. [[old:ps:028:01|Пс 28:1]] и [[new:lk:20:36|Лк 20:36]]), не счел, будто Господь и есть творец гнева. Когда же апостол говорит: **были по природе чадами гнева**, то иудеи – сыны Творца не по природе, а по избранию отцов; **сынов гнева** он относит к природе, а не к Творцу. //**Против Маркиона.**// ===== Лопухин А.П. ===== **между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие** **Между которыми**, т. е. в числе этих сынов противления. – **Были и мы**, т. е. Иудеи. – **По нашим плотским похотям**. Ап. разумеет здесь пожелания как телесные, так и душевные, которые идут против высших требований духа [[new:gal:05:17|(ср. Гал V:17)]]. Отсюда можно заключать, что Иудеи не стояли под действием чуждой, бесовской, силы, как язычники, и поэтому, пожалуй, их вина больше, чем вина язычников, которые никак не могли освободиться от влияния этой чуждой силы. С собственными похотями Иудеям бороться было все таки возможно. – **Исполняя желания плоти и помыслов**. Иудеи допустили свой разум (помыслы – διάνοιαι = собственно: настроение душевное) и желания похоти или, проще говоря, самую плоть заключить между собою союз, вместо того, чтобы сделать свой разум орудием борьбы против поползновений плоти. Вследствие этого плоть стала с большой дерзостью предъявлять человеку свои требования. – **И были по природе чадами гнева, как и прочие**, т. е. оставались, подобно язычникам, под действием гнева Божия, совершенно заслуженного нами уже по самой нашей, развращенной наследственным грехом Адамовым, природе. Это выражение указывает внутреннюю основу факта, обозначенного в предыдущем выражении: "**исполняя желания плоти и помыслов**". – **Гнев Божий**, о каком здесь говорится, есть ревность святой любви Бога к людям против их увлечения нечестием. См. также Толкование на [[new:ef:02:01#lopuxin_ap|Еф. 2:1]] [<10>]