[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-8 **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе** **"И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом"**; опять посредник – Христос, и следовательно дело это вполне верно. Если начаток жив, – и мы (будем живы); если Бог Его оживотворил, – (оживотворит) и нас. Видишь ли, что все это (апостол) говорил о Христе во плоти? Видишь ли переизбыточествующее "//величие могущества Его в нас, верующих//"? Он оживил тех, которые были мертвы, которые были //чадами гнева//. Видишь ли "//надежда призвания//"? **"Воскресил с Ним, и посадил на небесах"** [[new:ef:02:06|(ст. 6)]]. Видишь ли //славу достояния Его//? Да, скажешь ты; что Он воскресил нас, это ясно; а чем доказывает (апостол) то, что Он посадил **"посадил нас на небесах во Христе Иисусе"** [[new:ef:02:06|(ст. 6)]]? Тем же, чем (доказывает то, что Он) воскресил. Никто бы и никогда бы не восстал, если бы не воскресла Глава; а когда Глава наша воскресла, воскрешены и мы, – подобно тому, как, когда кланялся Иосифу Иаков, кланялась и жена. Точно таким же образом Он нас и посадил. Когда Глава сидит, сидит вместе и тело. Потому-то (апостол) и прибавил: **"во Христе Иисусе"**. Или, – если посмотреть на это с другой стороны, – Он воскресил нас чрез купель крещения; как же после этого Он посадил? //"Если терпим"//, – говорит (апостол), – //"то с Ним и царствовать будем"// [[new:2tim:02:12|(2 Тим. 2:12)]]. Если вместе умерли, вместе и оживем. Подлинно, нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину этих тайн! Потом, чтобы ты не остался неверующим, смотри, что он присоединяет: **"Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе"** [[new:ef:02:07|(ст. 7)]]. Так как прежде он говорил все о Христе, и во всем сказанном прямо относящегося к нам не было ничего, – что, скажешь ты, в самом деле, нам оттого, что Христос воскрес? – то, показав предварительно, что это должно относиться и к нам, – потому что Спаситель соединен с нами, – теперь Он говорит о том, что собственно к нам относится: **"и нас, мертвых по преступлениям воскресил с Ним, и посадил"**. Итак, как я говорил, веруй (что Он посадил нас с Собою), убеждаясь в этой истине тем, что сказано было прежде, тем, что сказано о Главе, и тем еще, что Он хочет проявить к нам свою благость. Как, в самом деле, Он проявит ее, если этого нет (т. е., если Он не посадил нас с Собою)? И **"дабы явить в грядущих веках"**. Что же явить? Что блага уготованные Им и велики и совершенно достойны веры. Теперь эти блага кажутся для неверных несбыточными; а тогда все их узнают. Если желаешь узнать и то, как Он посадил нас, послушай, что сам Христос говорит ученикам: //"сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых"// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]]; и в другом месте: //"но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим"// [[new:mf:20:23|(Мф. 20:23)]]. Итак, это уже уготовано. И хорошо сказал (апостол): **"В благости к нам во Христе Иисусе"**. Воссесть одесную – это честь высшая всякой чести, за которой нет уже другой. Говоря это (т. е. **"в благости к нам"**), (апостол) показывает, что и мы воссядем. Сидеть с Христом это поистине невыразимое богатство, это подлинно //преизобилующее величие силы Его//! Если бы ты имел тысячи душ, неужели ты не положил бы их за это? Если бы потребовалось идти в огонь, не следовало ли бы быть совершенно готовым и на это испытание? Сам (Христос) говорит: //"Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною"// [[new:in:17:24|(Иоан. 17:24]]; сн. [[new:in:12:26|12:26)]]. За такую честь если бы каждый день приходилось быть рассекаему, то не должно ли было бы и это переносить с радостью? Подумай, где восседает Он? //"Превыше всякого Начальства, и Власти"//. А с кем вместе ты воссядешь? С Ним. Но кто же ты? Мертвый, – по естеству чадо гнева. Что ты сделал правого? Ничего. Теперь, поистине, благовременно воскликнуть: //"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего!"// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]]! **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом; благодатию есте спасены** **И нас мертвых прегрешеньми**... говорится о смерти духовной. Грех, вошедши в нас, заморяет дух наш. Душа остается живодействующею, но все в угодность греху; и мыслями ума, и чувствами сердца, и предприятиями воли, и тело проворно движется, когда спешит на удовлетворение похотей своих. Но деятельность по Богу забыта, к ней нет сочувствия и охоты, — и в теле ни рука, ни нога не хочет двигаться по ней. — От такой мертвости избавил нас Бог Христом... **сооживи Христом**. В сем оживлении нас чрез Господа Иисуса Христа должно различать два момента: первый тот, когда человечество оживлено в лице Богочеловека, и второй тот, когда каждый человек верующий делается причастным сего оживления. В лице Спасителя человечество явлено новооживленным, во всей силе сего слова, в Его воскресении и вознесении. В Нем положено основание оживления и всех имевших потом прилепиться верою и любовию к Господу Иисусу Христу. В Нем в возможности оживлены и все потом лично оживленные, оживляемые и имеющие оживляться до скончания века, так что сии последние суть не что иное, как осуществление первого; то — семя, а эти — выросшее или растущее из него, и всю вселенную ветвями своими осеняющее древо. Это личное каждого оживление, — по вере и отвержении всей нечестивой и порочной жизни, — совершается в крещении. В этом благодатном таинстве умирает человек для греховной жизни и оживает, — ревность и силу получает, — для жизни духовной, делается причастным оживления Христова, — и продолжает прочее ходить во обновленной жизни [[new:rim:06:start|(см. Рим. гл. 6)]]. Какое же здесь у Апостола разумеется оживление? — Поелику говорит: **сооживи**, то, верно, разумел оживление в лице Христа Господа; но поелику говорит: **нас сущих мертвых сооживи**, указывая на себя и ефесян, лица действительные, уже причастившиеся оживления Христова, то нет сомнения, что указывал на действительное оживление, которому основание положено в оживлении Христовом, последним подтверждая первое. Апостол не теорию пишет, а изображает домостроительство спасения, делом совершенное и делом силу свою являющее. Потому в слове: **сооживи** можно не различать, в лице ли только Христа Господа сие разумеется или в верующих в Него. То и другое, ибо то и другое уже совершилось и было в действии, и хотя мысленно могло быть различаемо, но в действии сливалось: оживление верующих было Христово оживление — в приложении. После **сооживи**, по порядку, следовало бы — //своскреси и спосади// [[new:ef:02:06|(6)]], как дальнейшее движение проявления силы Божией в домостроительстве спасения нашего. Но Апостол прерывает речь и останавливает внимание ефесян на созерцании безмерной к ним благодати Божией. Он как бы говорит им в промеждуречии: заметьте, — **вы благодатию спасены**. Цель первой части послания та, чтобы ввесть ефесян, а с ними и всех язычников, в познание великой к ним милости Божией, оказанной тем, что и они приняты в причастие благ, в лице Спасителя для нас совмещенных, наряду с иудеями, кои, по праву древнего избрания народа их, вступают в сие причастие, как в наследие. Об этом, кончив речь о силе Божией в устроении спасения, он тотчас и напоминает им ([[new:ef:02:11|ст. 11]] и далее). **Благодатию есте спасены.** Чрез два стиха снова то же повторяет, а еще через два посильнее выражается: //да помните же вы// [[new:ef:02:11|(11)]]... Так желательно было ему поселить им в ум сию истину! — А можно полагать, что при этой цели он и сам был в движении от созерцания величия благодати Божией и говорил так от неудержимости чувства изумления: **благодатию есте спасени**, — **благодатию есте спасени** [[new:ef:02:08|(8)]], — да помните же, что вы были и чем стали теперь. — Мимоходом напомним себе, что эта речь — и к нам (русским), ибо и мы из язычников. Блаженный Феофилакт пишет: «Эти слова вставил Апостол в средину речи от глубокого изумления, — пораженный неизреченностию дара Божия». Смысл же слов очевиден. Вы, говорит Апостол, ничего не представляли, что бы могло привлечь благоволение Божие к себе. Он Сам, любовию Своею движимый, благоволительно воззрел на вас и ввел вас в ограду спасения. Судя же потому, что вы были мертвые грехом, вас следовало отбросить далее от лица Своего, как отбрасывают мертвые трупы. «Благодатию, а не за труды и исправности свои спасены вы» (Экумений). «Что до дел, то вы достойны были всякого наказания. Благодать спасла» (Феофилакт). Но говоря: вы, Апостол не исключает из того же закона спасения благодатию иудеев. Он только напечатлеть эту истину старается наипаче ефесянам, а спасаемыми благодатию почитает всех: и иудеев, и язычников. Феодорит и не различает лица, а вообще разумеет сие место, говоря: «Не за доблестную жизнь нашу призваны мы во спасение, но по любви спасшего нас». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены** См. Толкование на [[new:ef:02:01#prp_efrem_sirin|Еф. 2:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены** Так Бог единственно по милости Своей, по причине сильной любви Своей к нам оживил нас вместе чрез Христа и вместе с Ним. Наше спасение есть чистый дар Божий. Такая благость оказана нам чрез Иисуса Христа. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом** Здесь окончание прежде начатой мысли, а прочее все — вставка. Опять Христос посредник, и дело достойно доверия: ибо, если начаток (первенец) жив, то и мы живы; так как Бог оживотворил Его и нас: Его в действии, а нас в силе теперь, а немного после — и в действии. Вот необычайное величие силы Его, именно что Он мертвых, сынов гнева, оживотворил. В этом упование нашего звания. **благодатью вы спасены** С глубоким душевным потрясением он высказал это, изумляясь неизреченному дару Божию. Ибо не трудом и не собственными делами, говорит, вы спасены, но только благодатью. Ибо, что касается дел, вы достойны были наказания и гнева. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены** Так как воскрес Он, надеемся воскреснуть и мы, — потому что в Нем наше устроение. Потом апостол яснее показывает величие дара. **Благодатью вы спасены**. Ибо не за доблестную жизнь нашу призваны мы, но по любви Спасшего нас. //**Толкования на послания святого Павла (Еф 2:5).**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены** Страсти настоящего времени недостойны той будущей славы, //которая откроется в нас// [[new:rim:08:18|(Рим 8:18)]], поэтому мы спасены скорее по благодати, чем по делам своим. Ибо мы ничего не можем воздать Богу за то, что Он дал нам. //** Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены** Через Него Бог нас создал, и опять — в Нем же Он восстановил заново, чтобы мы стали членами Его. Он — нам Глава. //**На Послание к Ефесянам**//. ===== Лопухин А.П. ===== **и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены** См. Толкование на [[new:ef:02:04#lopuxin_ap|Еф. 2:4]] [<10>]