[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** См. Толкование на [[new:ef:02:11#svt_ioann_zlatoust|Еф. 2:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яко бесте во время оно без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, и безбожии в мире** **Яко бесте во время оно без Христа. Во время оно** − до пришествия Христова, а ближе − до принятия веры Христовой. Ибо те, кои не веруют во Христа, и теперь терпят те же лишения духовные. Эти лишения и перечисляет здесь святой Павел, чтобы очевиднее представить, каких благ они теперь сподобились. Внешно смотря, не велико то, что они не имели обрезания, не общились с народом Божиим и не знали порядков его жизни, но страшно то, что с этим было соединено. «Не думайте, говорит он, что есть какая-нибудь разница (важность) в том, что вы не получили обрезания и находитесь в необрезании; страшно не это, а вот что: быть без Христа, быть отчужденным от жития Израилева (а первое к жизни не относится), быть вне завета обетования, не иметь упования и быть в мире безбожными, каковы именно и были язычники, − это страшно. Прежде Апостол говорил о вещах небесных (как, быв мертвы, сооживлены Христом); теперь говорит о земных, так как иудеи высоко ценили их» (святой Златоуст). Но ведь и иудеи прежде были без Христа? − Без Христа, потому только, что Он еще не пришел; но Он так несомненно им обетован, и они так несомненно чаяли Его, что будто самым делом уже имели Его. Все устройство подзаконной веры было проникнуто Христом. Он был тело, а закон − тень [[new:kol:02:17|(Кол. 2, 17)]]. Иудеи потому имели Христа сокровенного. Эта сокровенность все более и более прояснялась пророками, так что вера в грядущего Христа Господа составляла дух благочестия иудейского народа. Христос был для них все: от Него только ожидали они всего лучшего. Этого преимущества язычники не имели. Сознавали только, что у них все дурно; но как и кто поправил бы то, этого не знали, хоть иные по какому-то прозрению и гадали о том. Посему Христос и явился среди иудеев, из них была первая Церковь и ими проповедано Евангелие. В сем сила, преимущество и значение иудеев для всего человечества. **Отчуждени жития Израилева**. Житие − πολιτεια − порядки жизни, Самим Богом учрежденные. Израилю даны были заповеди, указывавшие, как угождать Богу и как очищать себя в случае нарушения заповедей и прогневания Бога. Все было запечатлено очевидною волею Божиею, так что жившие так не могли не быть уверены, что они Божии и состоят под Его покровом и благоволением. Тем и значительны были порядки жития Израилева, что они показывали, что Израиль есть царство Божие, в коем Бог − царь. И Он осязательно царил в них, являл дивные знамения и хранил народ сей для великой цели спасения рода человеческого во Христе Иисусе. Язычники были **отчуждены** − **απηλλοτριωμενοι** — от сего жития. В сем выражении лежит намек на то, что первоначально и они предназначены были принадлежать к нему. И язычники принадлежали к тому же древу человечества, − как оно организовано Богом, по падении и по потопе, − приняли и обетования первоначальные, но потом отломились. Они, как неразумный сын, бежали из отчего дома с захваченным наследием небольшим, − и Бог оставил их ходить в самоизвольных путях. **Отчуждены** − сами отчуждились. Кто виноват? Дает Апостол доразуметь: теперь Бог прощает вам ваше самоволие и возвращает к Себе. **Чужди от завет обетования**. − Божия Матерь в песни своей величает Бога, что помянул наконец //милости, якоже глагола ко отцем − Аврааму и семени его// [[new:lk:01:54|(Лк. 1, 54-55)]]. − Эти милости и были обетования, закрепленные особыми заветами. Были заветы с Авраамом, Исааком и Иаковом, со всем народом на Синае, с пророком Давидом. Все они суть заветы обетовании. Бог требовал верности от народа, а Сам обетовал всегдашнее им покровительство, защиту и сохранение. Но существо обетований составляло обетование о пришествии Мессии, или явление Его среди их. Ради Его давалось и обетование защиты и охраны, и самым делом являемы были, потому что иначе и Мессии не явиться бы среди них. Что это точно так, видно из того, что как только пришел Господь и положилось начало образования нового Израиля, древний рассеян: охранение его прекращено, как уже ненужное, и он перестал быть народом особым, а блуждает по миру, во свидетельство истины самым противлением истине. От жития отчуждались язычники, унесши с собою первые обетования и заповеди Ноевы, − а от обетований **чужди** были. Тут уже никакой части они не имели, ибо они давались помимо их, хотя в конце и об них намекалось, что и они придут к горе Божией и дому Божию на верх гор и будут умолять, чтоб и их научили закону Бога живого. Но до них не доходил слух о том; это говорилось для духовного оживления все того же Израиля, которому было даровано и главное обетование. **Упования не имуще**. Поелику не участвовали в обетованиях, то само собою не могли питать и упования, какое возбуждаемо было обетованиями. Не об этом следует и речь. Не то упование разумеет Апостол, которое имели израильтяне вследствие обетования Мессии, грядущего во имя Господне, а упование общее, которым кто обезопашенным себя чувствует по смыслу своего отношения к Богу, от Коего все. Слово сие и по-гречески стоит без члена, в показание, что здесь разумеется не особое какое-либо упование, а всякое. Жизнь без упования − безотрадная жизнь. Язычники находились в безвыходном положении. Чувство давало это им знать тугою сердца, томившею весь языческий мир. В некоторых эта неопределенная туга доходила до определенности. Брался, например, иной добиться до познания истины, но побьется-побьется и опустит руки, ибо она не показывала лица своего, и под ногами не видно было никакой к ней дороги. Иной брался исправлять нрав, но побьется-побьется и бросает, ибо все валится из рук, и успеха нет и не предвидится. Так и во всем прочем. Такие определенно могли знать, что они в каком-то безвыходном положении, а другие носили то в неопределенном чувстве, выражавшемся всеобщею тугою. Бога определенно не ведали, законов промышления Его не знали, не знали и того, как угодить Ему и очиститься пред Ним от грехов. А тут смерть − грозное событие для тех, кои смутно представляли, будут ли жить по смерти и, если будут, как им быть там. Всюду неопределенность и безвестность: язычники похожи на погрязшего в трясину, готовую поглотить его. Но ведь без упования жить нельзя. Кто теряет всякое упование, тот обычно лишает себя жизни. Как же живыми оставались язычники? − Сами себе устрояли надежды, хотя призрачные и обманчивые. И не то ли разумеет Апостол, − что язычники не имели истинного упования, чающего получить истинное и прочное благо? − Это вероятно, потому что и безбожными их называет за то, что не знали истинного Бога, а служили не по естеству сущим богам. **И безбожни в мире**. «Хотя язычники и поклонялись богам, но были, однако ж, безбожны, потому что идолы, которым они кланялись, ничего не значат» (святой Златоуст). − Без Бога быть человеку нельзя. Потеряв познание истинного Бога, язычники выдумали своих и, почитая их, успокоивались. Но, в существе дела, они служили мечте, а не Богу. Не знали они истинного живого Бога и были вне общения с Ним. Других же богов сколько ни изобрети − все это пустое. Этим только изменяема была слава нетленного Бога, не безвинно и не безответно. − **Безбожни** − не осуждены на безбожие, а сами себя поставили в такое состояние. Безнадежие тесно соединено у Апостола с безбожием. В последнем − источник первого. В мире злом настоятельно необходимо крепкое, − крепко стоящее, на непоколебимых основах утвержденное, − упование на Бога живого, любящего и сильного. Вне общения с таковым, истинным Богом − упование где найдет опору? − Чуждые Бога истинного, потому, естественно, погружаются в безнадежие. Прибавкою слова **в мире** не имел ли в мысли Апостол сказать: в мире, который велегласно проповедует о Боге истинном? //Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество// [[new:rim:01:20|(Рим. 1, 20)]]. − Тут будет, следовательно, слово укора, которое не неуместно и в наше время, для тех, которые в мире живут, мир видят и даже исследуют, а Бога истинного знать не хотят. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** См. Толкование на [[new:ef:02:11#prp_efrem_sirin|Еф. 2:11]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** См. Толкование на [[new:ef:02:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 2:11]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** Слова его **не имея надежды и без Бога в мире** означают не то, что у ефесян, прежде чем они уверовали во Христа, не было многих богов, которых они почитали, а то, что, если кто существует без истинного Бога, тот не имеет никакого бога. И многозначительно прибавлено: **без Бога в мире**, потому что, несомненно, они уже имели Бога в ожидании. И пред лицом Предвидящего они не были без Бога; но **в мире** они были **без Бога**. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** Апостол хочет показать, что Владыка Христос сделался для них проводником всех благ. Ибо до того, как вы уверовали, говорит Павел, вы были лишены боговедения и не получали благ, обетованных Израилю. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** Поистине, мы обратились к Израилю, если мыслим духовно, живем по духу и Христом обрезаемся от плотских похотей. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** См. Толкование на [[new:ef:02:11#lopuxin_ap|Еф. 2:11]] [<10>]