[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-16 **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем** "**А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своей**". Важно уже и то, говорит (апостол), что мы пришли к иудейскому житию. Как это? Он возглавил все на небе и на земле, а ты еще говоришь о израильтянах? Но, говорит, подлинно так! То нужно принимать верой; а это оправдывать делами. "**А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко**", – говорит, – "**стали близки**" по жизни, – потому что быть далеко или близко зависит единственно от свободы. "**Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно**". Что значит: "**из обоих одно**"? (Апостол) этим показывает не то, что Бог даровал нам с иудеями одинаковое благородство; но то, что и нас и их Он возвел в лучшее (состояние). Впрочем благодеяния (Божьи) к нам даже выше; тем (иудеям) дарованы были обетования и они были к Богу ближе нас, нам же не дано было никаких обетований и мы отстояли дальше. Потому-то и сказано: //"А для язычников – из милости, чтобы славили Бога"// [[new:rim:15:09|(Рим. 15:9)]]. Израильтяне получили обетования, но оказались недостойными их; нам же ничего не было обещано, мы были чужды обетований; ничего общего у нас с ними не было, и Он соединил нас воедино, не так, впрочем, чтобы нас присоединил к ним, но нас и их совокупил воедино. Представим пример: вообразим две статуи, одна серебряная, другая оловянная; эти две статуи расплавлены и из них образовались две золотых: вот эти две стали одинаковы. Или возьмем иной пример: пусть один будет раб, другой – усыновленный; оба они долженствовали служить Ему (т. е. Богу); но один объявлен был лишенным наследства, другой бежал прочь и не знал Отца, а потом оба сделаны наследниками и законными детьми. Они удостоились одинаковой чести, два сделались едино, с тем только различием, что один пришел издалека, другой изблизи, и что ближайший прежде прибыл к Отцу. "**Разрушивший**", – говорит, – "**стоявшую посреди преграду**". Что должно разуметь под "**стоявшей посреди преградой**", он сам объясняет это, когда говорит: "**упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением**". Некоторые говорят, что средостением был закон, который не дозволял иудеям смешиваться с язычниками. А я думаю, что он разумел под средостением (не закон, но) вражду плоти, которая была как бы промежуточной стеной, отделявшей нас от Бога, как и пророк говорит: //"Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим"// [[old:is:59:02|(Ис. 59:2)]]? И справедливо. Такая преграда, как вражда плоти, была преградой к Богу, как для язычников, так равно и для иудеев, потому что закон не только не уничтожал, а напротив увеличивал (вражду): //"ибо закон"//, – говорит (апостол), – //"производит гнев"// [[new:rim:04:15|(Рим. 4:15)]]. И как в словах: //"ибо закон производит гнев"// апостол не закон собственно поставляет причиной (гнева), но наше неповиновение ему и преступление его, так и здесь называет закон средостением, потому что преступающий его вступает во вражду (с Богом). Закон был и оградой, – оградой для утверждения (в добре), – оградой же он назван потому, что мог ограждать (от зла). Послушай, что говорит пророк: //"Он обнес его оградою"// [[old:is:05:02|(Ис. 5:2)]]; и еще: //"разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути"// [[old:ps:079:13|(Пс. 79:13)]], – здесь говорит об утверждении; и еще: //"отниму у него ограду, и будет он опустошаем"// [[old:is:05:05|(Ис. 5:5)]]; и еще: //"Обращайтесь к закону"// [[old:is:08:20|(Ис. 8:20)]]; и в другом месте: //"Господь творит правду и суд. Он сынам Израилевым – показал дела Свои"// [[old:ps:102:06|(Пс. 102:6,7)]]. А средостение существовало не для того, чтобы охранять, а для того, чтобы отделять их от Бога. Таково различие средостения от ограды. Показывая же, каково оно, и прибавляет: "**упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением**" [[new:ef:02:15|(ст. 15)]]. Каким образом? (Упразднил), прекратив и разрушив вражду (с Богом). И не этим только образом Он упразднил (закон), но и тем, что Сам сохранил его. Что же, спросишь ты, лишь только мы избавились от первого преступления, как снова принуждены сохранять закон? Это конечно и было бы опять, (но дело в том, что Он) и самый закон уничтожил. "**Упразднив закон заповедей**", – говорит, – "**учением**". О, человеколюбие! Он дал нам закон, чтобы мы сохранили его; потом, когда мы не сохранили его и за это должны были быть наказаны, Он и закон упразднил. (Это походит на то), как если бы кто, вверив своего ребенка воспитателю и потом заметив, что он не слушается, освободил и увел его от воспитателя. О, какое великое человеколюбие! Что значит: "**упразднив учением**"? (Апостол) полагает большое различие между заповедью (εντολή) и учением (δόγματα). Учением он называет здесь или веру, потому что мы спасаемся только Верой, или определения (Божьего), подобные тому, о которых Христос изрек: //"Ибо истинно говорю вам"//: не гневайтесь совершенно [[new:mf:05:12|(Мф. 5:12)]]. Значит: если веруешь, что Бог воздвиг его из мертвых, – спасешься. И еще: //"Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем"// [[new:rim:10:08|(Рим. 10:8)]]. //"Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести"// [[new:rim:10:06|(Рим. 10:6, 7)]]. Вместо жизни Он ввел веру, чтобы не пропало даром дело спасения; Сам принял наказание, а от них требует веры в догматы. "**Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека**" [[new:ef:02:15|(ст. 15)]]. Видишь, язычник не сделался иудеем, но тот и другой пришли в новое состояние. Не для того Он упразднил закон, чтобы одного преобразовать в другого, а для того, чтобы воссоздать обоих. И хорошо (апостол) употребляет слово – "**дабы создать**"; он не сказал: переменить, – чтобы показать особенную силу этого действия, и то, что хотя это созидание совершалось видимым образом, но все же оно не меньше первого творения и наконец то, что нам не должно уклоняться от предметов естественных. "**Дабы из двух**", – говорит, – "**создать в Себе Самом**" т. е. через Себя. Не поручил кому-нибудь иному; но сам Собою, предварительно как бы расплавив того и другого (т. е. эллина и иудея), создал одного дивного (т. е. христианина), Сам сделавшись и первым творением этого рода, которое гораздо выше прежнего творения. "**В Себе Самом**" может значить также и то, что Он первый представил нам образец и пример (новой твари). При этом занимая Сам средину, Он одной рукой привлекает иудея, другой – эллина, и, смешав их, и уничтожив все, что отчуждало их между собою, преобразил свыше огнем и водой, не водой и землей, но водой и огнем. Преобразил и иудея, который был обрезан и находился под проклятием, и эллина, который находился вне закона, "**в одного нового человека**", высшего обоих – и иудея и эллина. "**Устраивая мир**" [[new:ef:02:15|(ст. 15)]] и в отношении к Богу и в отношении друг к другу. Оставаясь иудеи иудеями, эллины эллинами, они никогда не соединились бы между собою; не оставляя своего собственного положения, как каждый из них мог бы придти в лучшее состояние? иудей тогда лишь сближается с эллином, когда делается и верным. (Это походит на то), как двое занимают внизу два отдельных помещения и вверху имеют одно общее, прекрасное и обширное: они до тех пор не могут видеться между собою, пока не поднимутся наверх. "**Устраивая мир**" – преимущественно с Богом, как это видно из последующего. Что именно он говорит далее? "**И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста**" [[new:ef:02:16|(ст. 16)]]. Не сказал: умирить (καταλλάξη), но – "**примирить**" (**άποκαταλλάξη**), т. е. снова примирить, показывая через это, что и прежде человеческое естество было способно к примирению (с Богом), как у святых еще до закона. "**В одном теле**", – говорит, – Своем "**с Богом**". Каким образом Он совершил это? Сам, говорит, понесши на крест должное наказание.***"Убив вражду на нем**" [[new:ef:02:16|(ст. 16)]]; внушительнее и точнее этих выражений быть не может. Смерть Его, говорит (апостол), убила, пронзила и уничтожила вражду; не другому кому Он поручил это дело, и не только Сам действовал, но и страдал. Не сказал: разрешив, не сказал также: отняв, но употребил самое сильное выражение – "**убив**", так что (вражда) никогда уже не восстанет. Да и как бы она могла восстать? Разве благодаря великой нашей злобе. А доколь мы пребудем в теле Христовом, доколь будем находиться в соединении с Ним, – она не восстанет, но будет лежать мертва. Собственно же говоря, она никогда не восстанет, и мы можем лишь произвести другую (вражду), но отнюдь уже не прежнюю, которая убита и умерщвлена. И значит – ты уже породишь эту другую (вражду). //"Плотские помышления"//, – сказано, – //"суть вражда против Бога"//. Если мы не будем мудрствовать ничего плотского, то этой новой (вражды) никогда не родится, а всегда будет "**мир**" [[new:ef:02:15|(сн. ст. 15)]]. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ныне же о Христе Иисусе, вы, бывшие иногда далече, близ бысте кровию Христовою** **Ныне же о Христе Иисусе**, – когда обетованный Христос пришел и устроил нам спасение, которое прежде только чаялось, когда устроено благодатное Царство Христом Господом и всем проповедуется, – ныне – в новозаветном домостроительстве спасения. – **Вы, бывшие иногда далече**, вы, от прежнего временного и приготовительного домостроительства отчуждавшиеся, чрез отчуждение от иудеев, и стоявшие, таким образом, вдали, – **близ бысте**, не отчуждены от нового домостроительства, истинного и окончательного, но введены в участие в нем, наравне с иудеями, в которых и чрез которых оно подготовлялось прежним образом домостроительства. Как **близ бысте**? – **Кровию Христовою**. Краткий, но всеобъемлющий ответ. Вся последующая речь [[new:ef:02:14|(ст. 14-17)]] служит объяснением ему – пространнейшим и полнейшим. Сущность его можно выразить так: все ветхозаветное учреждение было тень; тело же – Христово. Когда пришел Господь и принес Себя в жертву крестною смертию, тогда все, что было только отражением сей жертвы, престало, – потеряло свое значение и силу. Вся сила перешла теперь в крестную смерть. Таким образом, Кровь Христова, на кресте пролитая, пресекла ветхозаветное учреждение и сама стала на место его, – тело вместо тени, истина вместо предображений ее. То, чем разорено ветхое, само стало новым учреждением во спасение. Но ветхозаветные учреждения были стеною, разделявшею иудеев и язычников. Следовательно, Кровь Христова, пресекшая значение ветхозаветных учреждений, разорила и стену разделения иудеев и язычников. И как она же стала новозаветным учреждением во спасение, то стала и центром единения для всех, вступающих в сей новооткрытый путь спасения. Иудеи сбрасывают ветхое и облекаются в новое Кровию Христовою, отменившею все ветхое, а язычники, прямо помазуясь Кровию Христовою, облекаются во все новое. Те и другие в Крови Христовой находят центр взаимного единения и вместе способ общения в благодатном учреждении, чрез которое, приискренно сочетаваясь со Христом, приближаются к Богу, – оба равно, без преимуществ уже одного пред другим. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** См. Толкование на [[new:ef:02:11#prp_efrem_sirin|Еф. 2:11]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** Мы были вдали от Бога, не по месту, а по сердечному расположению и жизни, но теперь стали близко, не жизнью (ибо ничего мы не привнесли от дел), а во Христе Иисусе и Кровию Его. Ибо, пролив Кровь Свою и отдав Себя за нас. Он освободил нас из плена, который удалял нас от Него, и приблизил к Себе. Но можешь и так понимать: мы были вдали от израильтян, а теперь стали близ них. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** Бог есть везде, и везде всецело, поэтому кто может удалиться от Того, в Котором содержится все?.. Однако говорится, что Он //далек от нечестивых// [[old:pr:15:29|(Притч 15:29)]]. Тот, от Которого удалены нечестивые, близок к святым. Наконец, хотя Он был далек от ефесян, но Кровью Иисуса [Бог] сделался им близок. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Тертуллиан ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** **Вы, бывшие некогда далеко**... От кого же были далеко? Об этом Павел сказал выше: От Христа Создателя, от общества Израиля, от заветов, от надежды обетования, от Самого Бога. Будучи когда-то таковыми, теперь народы во Христе приближаются к тому, от чего тогда были далеки. //**Против Маркиона.**// ===== Ориген ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** [Отвечая тем,] кто считают, что уверовавшие во Христа живут не по обычаям Израиля, но по каким-то новым, не имеющим к ним отношения... [Павел говорит:] ведь те, кто считают, что закон духовен, и живут согласно ему, подчиняются обычаям Израиля более, чем иудеи по плоти. **//Фрагменты на Послание к Ефесянам.//** ===== Амвросиаст ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** Павел напоминает, что мы приблизились к Богу Кровью Христа, чтобы показать, как велико расположение к нам Бога, Который допустил Сыну Своему умереть за нас. Мы же, претерпевая [страдания] по вере в Него, не должны отчаиваться ни при каких исходах, выпадающих нам за веру в Христа, ибо знаем: Он заслуживает от нас больше того, что могут сделать нам наши враги. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою** Язычники, бывшие до Христа, далекими от Бога, теперь стали близки к Нему. Причина этой перемены - великая жертва, принесенная Христом за всех людей **Кровию Христовою** [[new:rim:03:25|(ср. Рим III:25)]]. См. также Толкование на [[new:ef:02:11#lopuxin_ap|Еф. 2:11]] [<10>]