[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-19 **И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу** Не через другого кого-либо, говорит (апостол), Бог возвестил нам это, но собственно Сам. Не послал для этого ни ангела, ни архангела, потому что исправить столько зол и возвестить о сделанном мог только Он сам, явившись на земле, и никто другой. Владыка принял на Себя должность слуги и почти раба, пришел и возвестил, говорит (апостол), "**мир вам, дальним и близким**", т. е. иудеям, которые сравнительно с нами были ближе (к Богу), и язычникам, которых, как чуждых заветов обетования, он называет дальними. "**Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Примирить обоих с Богом**", – говорит, потому что (Христос) примирил нас (с Богом). Об этом сам Он говорил: //"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам"// [[new:in:14:27|(Иоан. 14:27)]]; и в другом месте: //"Мужайтесь: Я победил мир"// [[new:in:16:33|(Иоан. 16:33)]]; и еще: //"Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю"// [[new:in:14:14|(Иоан. 14:14)]]; также: //"ибо Сам Отец любит вас"// [[new:in:16:27|(Иоан. 16:27)]]. Все это признаки мира и для тех и для этих. Откуда же видно, что и для этих? "**Потому что через Него**" (δί αυτού) "**и те и другие имеем доступ к Отцу**", – сказано, – "**в одном Духе**" (εν ένί Πνεύματι), не так, чтобы вы меньше, а они больше, но одной и той же благодати (удостоены). Вражду разрушил Он смертью, а любезными нас сделал Отцу через Духа. Вот, смотри, опять частицы: εν (в), δια (через). Через Себя самого и через Духа Он привел нас к Богу. "**Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым**". Видишь ли, что мы приписаны к городу не просто иудеев, но мужей великих своей святостью, каковы Авраам, Моисей и Илья, и в этом городе некогда явимся? //"ибо те, которые так говорят"// (т. е. называвшие себя странниками и пришельцами), – сказано, – //"показывают, что они ищут отечества"// [[new:evr:11:14|(Евр. 11:14)]]; а вы уже сограждане святых, а не странники и не пришельцы. Пришельцы – те, которые не имеют получить небесных благ. //"Сын"//, – сказано, – //"пребывает вечно"// [[new:in:08:35|(Иоан. 8:35)]]. "**И свои Богу**", – говорит (апостол). Что древние приобретали за столько трудов, то вам дарует благодать Божья. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И пришед благовести мир вам дальним и ближним** Изъясняя, как ефесяне стали близки, Апостол сказал сначала вообще, как сближены расходившиеся дотоле иудеи и язычники между собою, и как те и другие приблизились к Богу [[new:ef:02:14|(ст. 14-16)]]; теперь говорит, как это благо коснулось самих ефесян, хотя и здесь можно разуметь язычников вообще. **И пришед благовести**. Сначала положил Господь прочные основания миру в Своем лице крестною смертию, упразднив закон и разорив чрез то средостение между язычниками и иудеями и тем же крестом примирив обоих с Богом. Потом, по воскресении, вознесении на небо и сошествии Святого Духа, послал святых Апостолов разносить по всему миру благовестие о сем мире и утвердить самый мир. Апостолы разносили благовестие мира, но в лице их действовал Сам Господь, как обетовал: //се Аз с вами есмь во вся дни// [[new:mf:28:20|(Мф. 28, 20)]]. И еще: //и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести// [[new:in:10:16|(Ин. 10, 16)]]. Сам Господь ходил в лице Апостолов и обращал как частные лица, так веси и города и целые народы. Он же в лице святого Павла приходил к ефесянам и их обратил, сообщив им благовестие мира и утвердив его среди их. **Благовести мир**. Предмет благовестия был, что Сын Божий воплотился и, пострадав на кресте, примирил нас с Богом. Бросайте все и к Нему Единому прилепляйтесь. Принимавшие сие благовесте с верою, во святом крещении получали благодать Святого Духа, которая водворяла мир в сердцах их умирением совести и удостоверением в благоволении Божием, а чрез это объединяла всех верующих и сочетавала их в крепкое единство единством настроения духа. Благовестие Евангелия было благовестием всестороннего мира и утверждением его. **Вам дальним и ближним**... "Дальними называет язычников, а ближними иудеев" (Феодорит). Как предыдущая речь была все о далеких и близких, то эти выражения были понятны сами собою. В великое утешение и назидание должно было послужить ефесянам то, что и к ним приходил Сам Господь, хотя благовестие слышали они из уст Апостола. Утешительно быть уверенным в этом и всякому народу, и всякому обращающемуся от нерадения и грешности к ревнованию о содеянии спасения своего в Господе. Амвросиаст пишет: «Убил вражду Господь Иисус Христос, когда умер за всех, как иудеев, так и язычников. Смерть Спасителя была спасительна для всех. Воскресши из мертвых, Он показал, какие надежды могут питать верующие в Него. А потом устроил благовестие на созвание всех к Богу Отцу в едином Духе, с пресечением разделения, чтоб – иудей ли кто или язычник – все принимали веру во Христа и ею соделывались едино». Святой Златоуст, а за ним и Экумений с Феофилактом не различают личного благовестия Господа от благовестия в лице Апостолов, и под словом: **пришед благовести** разумеют все домостроительство спасения в лице Господа, чрез воплощение пришедшего на землю. Святой Златоуст говорит: «Не другого кого-либо Бог послал возвестить нам это, но собственно Сам возвестил. Не избрал для этого ни Ангела, ни Архангела, потому что исправить столько зол и возвестить о соделанном мог только Он Сам, явившись на земле, и никто другой. Господь принял на Себя должность слуги и почти раба, пришел и возвестил, говорит Апостол, **мир вам, дальним и ближним**, то есть иудеям, которые сравнительно с нами были ближе (к Богу), и язычникам, которых, как чуждых заветов обетования, он называет дальними. Мир, разумеет Апостол, к Богу, ибо Иисус Христос примирил нас с Богом. О сем учил Сам Он, когда говорил: //мир оставляю вам, мир Мой даю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14, 27)]]. И в другом месте: //аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю// [[new:in:14:14|(Ин. 14, 14)]]. И еще: //Сам Отец любит вы// [[new:in:16:27|(Ин. 16, 27)]]. Все это признаки мира и для нас, и для них». И не ближе ли к делу такое разумение?! В таком случае слова: **пришед благовести** будут сочетаваться с предыдущими так: да затем Он и приходил, чтоб благовестить этот всесторонний мир. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким** См. Толкование на [[new:ef:02:11#prp_efrem_sirin|Еф. 2:11]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким** Не другого послал, но Сам пришел, явившись в положении слуги и раба, и **благовествовал мир**, – к Богу, без сомнения: **дальним** – язычникам и **ближним** – иудеям, так как эти более близкими казались Богу. И Христос ведь говорил: //мир оставляю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]; //мужайтесь: Я победил мир// [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]], и еще: //Отец Мой возлюбит// вас [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]], и: //все, чего будете просить, будет вам// [[new:mk:11:24|(Мк. 11:24)]]. А это все – признаки, мира. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким** Слова Павла о дальних и близких опять-таки следует отнести к иудеям и язычникам: **близкие** – это иудеи, **дальние** – язычники. Поскольку же сам Спаситель благовествовал, чтобы возвестить Бога язычникам, Павел первыми называет их: ведь Христос, придя, провозгласил мир **дальним**, т. е. язычникам, как это явствует из многого. И уверовавшие из язычников называются лучшими сынами, нежели пришедшие к вере из иудеев. Однако Павел не желает отвергнуть и этих и потому добавляет: **и близким**. **//Комментарий на Послание к Ефесянам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким** До сих пор Ап. говорил о том, что Христос сделал для людей, а теперь он упоминает о том, чему Христос, начиная с самого первого Своего выступления на общественное служение, учил людей: Он начал Свою проповедь благовествованием мира, который был предназначен и **дальним** и **ближним** Богу, т. е. для Иудеев и язычников. Впрочем Ап. сначала упоминает о язычниках (**дальние**) потому что они составляли главный контингент Ефесской церкви. См. также Толкование на [[new:ef:02:11#lopuxin_ap|Еф. 2:11]] [<10>]