[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе** См. Толкование на [[new:ef:02:20#svt_ioann_zlatoust|Еф. 2:20]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **о Немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе** **Всяко создание** − не тварь, а здание −— **οικοδομη**. **Составляемо συναρμολογουμενη** — сгармонировываемо, стройнослагаемо будучи. **Растет** − все более и более возвышается. **В церковь** − в храм − **ναον**. Представляет Апостол общую мысль о Церкви − растущей, сравнивая ее со зданием. Как здание, принимая накладку − слой за слоем, все увеличивается и идет к концу и завершению, по плану, для него составленному; так Церковь Божия, принимая в себя лица и народы и их преобразовывая по своей норме, идет к своей полноте и совершенству, пока завершится и станет храмом Богу совершенным, не требующим уже дополнения и надстроивания. **О Немже** − о краеугольном, который есть Иисус Христос, ибо в Церкви все от Него, по Его плану, Его силою и действием. **Всяко создание** − прямее все здание, как одно целое, ибо у Апостола речь об одном здании, а не о многих построениях. **Составляемо** − сгармонировываемо будучи. Не как попало набрасываются поступающие материалы, а размещаются по одному плану, и здание выходит стройно, где всякому свое место. «Этим указывается на тщательность (внимание и верность плану) наздания» (Экумений). Указывается и на разные части здания, кои все сочетаваются воедино о том же краеугольном Иисусе Христе. «На что бы ты ни указал − на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он все содержит, все носит на Себе» (святой Златоуст). Это то же, что ниже без метафоры говорит он: //и Той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки... овы же пастыри и учители к совершению святых... в созидание тела Христова// [[new:ef:04:11|(Еф. 4, 11)]]. В другом месте и святых, то есть верующих, составляющих корпус здания, Апостол распределяет, как распределены у нас разные органы тела, где всякий член свое имеет значение и свое дело. В Церкви Божией все сгармонировано, но она разнообразна в частях, и никак нельзя говорить, что в ней все, как один, и всякий, как все. Где все одинаковы и равны, там какая гармония?! Под этим только условием, что в Церкви члены разны и угармонировываются, она и **растет**, − растет, будучи стройно составляема. Поступает сначала сырой материал, который в своем природном виде негож в здание. Потому прежде он переделывается и подводится под характер здания, а потом полагается в самое здание. Посредством этих надкладок здание и растет. Лица отдельные и целые народы, призванные проповедию, претворяются благодатию Святого Духа и таким образом сливаются с целостию − Церкви. **Растет**. И при Апостолах говорилось: **растет**; и доселе − не иначе можно говорить как **растет**. И до скончания века будет она расти. Здание еще не кончено; кончится в конце веков. И те, которые отошли в другую жизнь, в Церкви суть, и те, которые живут, в Церкви суть. Апостол не полагает разделения между ними. Церковь одна. Можно представлять себе только, что земная Церковь готовит материал, а само здание, в отделку, строится на небе. Ерма в видении видел строение храма. Одни приносили материал, другие строили. Строители, получа принесенное, смотрят, гоже ли то и куда гоже. Если гоже, кладут на должное место, а если негоже, бросают прочь; и оно, хоть тут же валяется, но в здание не поступает. Это точный образ того, что бывает с отходящими отсюда. Когда здание кончится, все эти кругом валяющиеся камни прибраны будут в другое место, а дотоле все еще они около. Участь не решена. **Растет в церковь святую**, в храм святый. Все идет к тому, чтобы наконец Бог был всяческая во всех. А дотоле Церковь разве не целое здание, без кровли, окон и дверей? Как обитать в таком здании? А в Церкви Бог обитает, как обетовал: //вселюся в них и похожду// [[new:2kor:06:16|(2 Кор. 6, 16)]]. Посему-то Апостол и употребил слово **растет**, представляя Церковь зданием живым, которое все уже имеет необходимое для своего существования и жизни. Как дерево, например, самое еще маленькое, все имеет для жизни; но потом растет, не новые части приобретая, а увеличиваясь и расширяясь в каждой своей, уже имеемой, части. Так и Церковь теперь есть целое здание, жилое, но увеличивается, пока придет в меру храма, как он задуман Богом. Церковь − Храм **свят**, потому что все его члены святы, Духом Святым освящены и ревнуют быть святыми, и потому, что в нем живет Святой Бог. **О Господе**: и свят храм о Господе, и растет он о Господе, и стройно сочетавается о Господе. В Церкви все о Господе, за что ни возьмись, как сказал святой Златоуст. Святой Павел и в начале сказал: **о Немже**, разумея Господа, и в конце прибавил **о Господе**, чтоб внимание наше держать все на Нем едином. Как ни прекрасно здание храма, но, засмотревшись на него, не забывай о храмоздателе. Почему и не распространяется здесь в изъяснении подробностей построения храма. Цель у него напечатлеть ефесянам, что и они включены в общее здание, но не за что другое, как ради веры в Господа и верности Ему. И они сближены со всеми, но о Господе. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе** На краеугольном, говорит, камне, то есть Христе, все здание, именно − все верующие, соединенные органически и безраздельно, растут и восполняются, чтобы стать храмами Божиими. //И поставлю жилище Мое среди вас//, говорит,// и буду ходить среди вас// [[old:lev:26:11|(Лев. 26:11-12)]]. Ибо и вообще Церковь (έκκλησία), то есть собрание всех верующих, есть храм Божий, и в частности каждый человек. **В Господе** же сказано вместо − благодатью Господа, а не нашими трудами. А словом **слагаясь** показывает, что не иначе можем сложиться в храм Божий, как ведя такую жизнь, которая соответствует краеугольному камню. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе** См. Толкование на [[new:ef:02:20#blzh_ieronim_stridonskij|Еф. 2:20]] ===== Марий Викторин ===== **на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе** Христос − не только краеугольный камень, но первое и главное основание, на котором держится все и которое соединяет два в одно. Эти два: либо высшие души, уже пребывающие со Христом, и те души, которые здесь святы и причастны тайнам Христовым; либо все те души Христовы, в том числе души язычников, которых объединяет краеугольный камень − Христос. Все собранные вместе души и все люди, ставшие через Христа духовными, слагают в месте обитания Бога как бы святой храм, чтобы всем им стать храмом для Христа Бога, ибо Христос пребывает в них всех, а во Христе − Бог. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** Благодаря тому, что у Церкви есть такое надежное основание как краеугольный камень − Христос, **все здание** или, как правильнее, все строение (πᾶσα οἰκοδομὴ) идет вполне успешно: во Христе все слагается вполне гармонично, всему отводится надлежащее место. В конце концов Церковь, постоянно возрастая, должна стать истинным храмом, который **в Господе**, т. е. во Христе станет **святым** (в настоящее время в Церкви есть еще и грешники). Под возрастанием Церкви можно разуметь и увеличение числа членов Церкви, и духовное их усовершенствование. − **На котором** − т. е. на краеугольном камне. − **И вы устрояетесь** − точнее: соустрояетесь (συν­οικοδομεῖσθε), т. е. вместе со многими другими церквами христиане ефесские становятся жилищем Божиим, благодаря действию в них Святого Духа. См. также Толкование на [[new:ef:02:11#lopuxin_ap|Еф. 2:11]] [<10>]