[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** См. Толкование на [[new:ef:02:20#svt_ioann_zlatoust|Еф. 2:20]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом** «Впереди сказал о созидании Церкви всей − вселенской, а теперь говорит о созидании Церкви Ефесской» (Экумений). Как вселенская Церковь созидается о Господе в храм Богу, так и всякая частная Церковь созидается **в жилище Божие**, то же, что в храм Богу, все о том же Господе. Отношение частных Церквей к Церкви вселенской выражено словом συν­οικοδομεῖσθε − сосозидаетесь. Вселенская Церковь созидается, как единое Целое, особное; а частные Церкви созидаются не особенно, а в связи с Церковию вселенскою. Созидается Церковь вселенская, созидаются и они вместе с нею, быв соединены с нею глубоко и существенно, так что отдельно, отособясь, нельзя им созидаться. Частные Церкви живут общею всей Церкви жизнию, как в теле каждое отправление будто само по себе действует, например, дыхание, кровообращение, питание; на самом же деле, потому оно и действует, что состоит в связи со всем телом, так что, отдели только его, оно тотчас прекращается, подобно как замирает и всякий внешний член, отсеченный от тела, или каждая ветвь, отсеченная от дерева. В других местах Апостол говорит, что и каждый верующий есть храм Божий и жилище Божие; а здесь хоть он и не говорит того, но наведением можно и при чтении сего места доходить до того, как и делает святой Златоуст, говоря: «Храм этот, в котором Бог обитает, как в теле, есть каждый из вас и все вы вместе». Каждый член в теле совмещает все, что есть в теле: в нем и кровь, мускул, и нерв, и другие соки; он − сокращение всего тела. В дереве это еще яснее: там каждая ветвь − то же, что все дерево с корнем, стволом и листьями, и каждый лист то же, что вся ветвь. Так и каждый верующий все имеет, что есть в Церкви: и истину слова, и благодать таинств, и общение с Богом во Христе Иисусе. Он есть сокращенная церковь. Но потому он таков есть, что соединен со всею Церковию. Силы и жизнь Церкви в него входят, и он живет жизнию Церкви. Особность совершенно противна духу христианства. Это созидание в храм и жилище Богу, как всякого верующего, так и частных Церквей, и всей Церкви, совершается Духом Святым. И каждое лицо, и целые народы негожи сами по себе быть жилищем Богу. Благодать Духа, по вере, чрез таинства входит в душу, перетворяет ее, одухотворяет и делает ее гожею к тому, чтоб обитал в ней Бог. Если Бог − в каждом верующем по благодати, то по ней Он и в душах целого общества верующих, а затем и во всех верующих, то есть во всей Церкви. Вы, говорит, жилище Богу о Господе Иисусе Христе, Духом. В вас все лица Пресвятой Троицы − само нераздельное Божество. На какую возвел их Апостол близость! Издали чрез согражданство и свойство вот к чему привел. Бог в них, и они, обратно, в Боге: ибо Он все объемлет. Дальше этого идти некуда, чтоб еще указать большую близость. Прилично же было Апостолу в начале воззвать: помните, ефесяне, как вы были далеко и как стали близко. Но возьмем отсюда и себе несколько уроков. О Церкви Божией здесь все сказано, чему веровать учит нас Символ веры: что она едина, Утверждена будучи на едином краеугольном [[new:ef:02:14|(ст. 14]], [[new:ef:02:16|16]], [[new:ef:02:17|17]], [[new:ef:02:20|20)]]; что она есть святая, яко Духом Святым созидается в храм святой ст. [[new:ef:02:21|21]], 22); что она есть вселенская, яко обнимающая все времена и народы [[new:ef:02:14|(ст. 14]], [[new:ef:02:20|20)]] и Апостольская, на основании Апостолов назданная [[new:ef:02:20|(ст. 20)]]. Церковь святая есть град Божий, дом Божий, живой храм, живое жилище живого Бога. Понятнейший для нас образ есть храм и жилище. Краеугольный здания есть Господь Иисус Христос, Сын Божий. Твердо стоит Церковь, и врата адовы не одолеют ее. На краеугольном − первые лежат Апостолы и пророки, на коих потом возводится все здание. От них слово истины, от них и благодать Духа, чрез учрежденные ими таинства подаемого и чрез все другие чины и порядки церковные возгреваемого. Ничего тут трогать нельзя, в намерении изменить или отменить: иначе разоришь Церковь. И учение и учреждения апостольские неприкосновенны. Корпус здания составляют все верующие, всякого пола, возраста и состояния. Обделываются они, как камни, и делаются гожими к кладке в здание Духом Святым, от Которого изливающаяся любовь, как цементом, живо сочетавает всех их, как бы сливает воедино. «Для чего воздвигается такое здание? Для того, чтобы в нем, как в храме, обитал Сам Бог» (святой Златоуст). Свят храм сей, величествен и досточтим. Если таков храм, то какову надлежит быть всякому верующему, входящему в состав его?! − Блаженный Иероним пишет: «Если //всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе// [[new:ef:02:21|(21)]], то, не щадя трудов, надо стараться о том, чтобы соделаться такими камнями, о коих сказано: //камение свято валяется// (мысль: в обилии находится) //на земле его// [[old:zah:09:16|(Зах. 9, 16)]]. Когда сделаемся мы камнями живыми, со всех сторон обтесанными, обчищенными и отполированными, тогда созиждемся в храм и будем жилищем Богу. И устроится в нас ковчег завета, хранитель закона Божия, и Херувим − обилие ведения и внутреннее персей наших изыдет в новое слово (что на сердце, то будет выражаться новым словом), и наречемся мы "дабир", что значит оракул, или ответ, или, точнее выражаясь, говорилище; так что можем с Апостолом сказать: или //искушения ищете глаголющаго во мне Христа// [[new:2kor:13:03|(2 Кор. 13, 3)]]». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** Чрез Господа христиане созидаются **в жилище Божие Духом**. Какое достоинство христианина! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** И все верующие созидаются в Нем, и вы также, ефесяне, чтобы быть жилищем Божиим в Духе, то есть чрез содействие Духа. Или же **Духом** сказал в противоположность чувственному строению, как бы говоря: жилище Божие духовное. Такое созидание и совершается до второго пришествия чрез верующих. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** См. Толкование на [[new:ef:02:20#blzh_ieronim_stridonskij|Еф. 2:20]] ===== Марий Викторин ===== **на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** Как это было неоднократно, Павел обращает довод к конкретным людям, т.е. к ефесянам, чтобы и они возрастали на том же краеугольном камне - на духе Христовом; чтобы и они **устроились в жилище Божие**. Но этот призыв Павел высказывает в весьма умеренной форме. Он еще не называет их достигшими этого состояния, но лишь побуждает к [такому] устроению: им этого еще недостает, и потому апостол увещевает их и взывает к ним. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** См. Толкование на [[new:ef:02:21#lopuxin_ap|Еф. 2:21]] [<10>]