[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Как вы слышали о домостроительстве благодати Божьей, данной мне для вас** Здесь (апостол) намекает на предсказание, возвещенное о нем Анании в Дамаске, когда (Господь) сказал: //"Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями"// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]. Смотрением благодати Он называет именно это откровение. Смысл следующий: не от человека я узнал; Он удостоил меня, когда я был один, откровения относительно вас, потому что сам Он сказал мне: //"Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам"// [[new:act:22:21|(Деян. 22:21)]]. И справедлив (апостол) назвать это смотрением; подлинно, великое было смотрение, когда тот, кого нельзя было убедить никаким образом, призывается свыше, словами: //"Савл, Савл! что ты гонишь Меня?"// [[new:act:09:04|(Деян. 9:4)]], и при этом теряет зрение от неизреченного света. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще убо слышасте смотрение благодати Божия данныя мне в вас** Если слышали, но вы слышали... Сей оборот речи равносилен следующему: так как вы слышали. Частица если не сомнение или неведение означает, но совершенную уверенность. Слышали вы, что мне поручена проповедь Евангелия среди вас, потому вам и без особых объяснений должно быть понятно, почему я узник //о вас языцех//. Слышали они не от другого кого, а от самого же Апостола. Нельзя предположить, чтоб он умолчал об этом, особенно после того, как писал к галатам. Ибо смущения Галатийских церквей и произошли отчасти потому, что там не совсем полно было известно, что такое есть святой Павел и почему он проповедует, не будучи из числа двенадцати. **Смотрение благодати** − благодатное смотрение, **οικονομια**. Как в благоустроенном доме благоразумная экономия распределяет, что кому и как следует делать, так и в благодатном Царстве Христовом, по экономии − домостроительству спасения, все вначале было распределено, кому за какое дело взяться и как его вести. Святому Павлу, непосредственно Самим Господом призванному, Самим же Господом поручено идти с проповедию к язычникам: //иди, далеко во языки пошлю тя// [[new:act:22:21|(Деян. 22, 21)]]. Об этом благодатном смотрении или распоряжении Господнем и поминает здесь святой Павел. Вам известно, что мне поручена проповедь среди вас. Я усердно исполнял свое дело, но это раздражило неразумную ревность, и вот я в узах. Святой Златоуст говорит: «Здесь Апостол намекает на предсказание, возвещенное о нем Анании в Дамаске, когда Господь сказал: //иди, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми// [[new:act:09:15|(Деян. 9,15)]]. Смотрением благодати он называет именно это откровение. Таким образом, слова Апостола значат следующее: не от человека я узнал, не человек меня удостоил чести быть главным благовестником вашим, а Сам Бог сказал: //иди, яко Аз во языки далече послю тя// [[new:act:22:21|(Деян. 22, 21)]]». Святой Павел поминает об этом не с догматическими целями, как в послании к Галатам, а с тем, чтоб и в этом дать ефесянам побуждение помнить, что сделано для них благодатию. Благодатное смотрение относительно его, Апостола, было направлено на них. Их имея в виду, об них особое попечение являя, Господь избрал и образовал непосредственно Сам Апостола для них и ему все рассказал и открыл, как и почему что делается, все же для них. Как не помнить всего этого? На этом образовании Апостола, как особом действии смотрения Божия, останавливает внимание святой Златоуст: «И справедливо Апостол назвал это смотрением, ибо, подлинно, великое было смотрение, когда тот, кого нельзя было убедить никоим образом, призывается свыше словами: //Савле, Савле, что Мя гониши?// [[new:act:09:04|(Деян. 9, 4)]], и при этом теряет зрение от неизреченного света!» //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас** См. Толкование на [[new:ef:03:01#prp_efrem_sirin|Еф. 3:1]] ===== Прп. Иустин Попович ===== **Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас** Савл – пламенный христоборец, Савл – неистовый христоубийца, христоубийца вне всякого сомнения, ибо с упорством стремился уничтожить Христа и все Христово в душах всех христиан; Савл – верховный христогонитель; Савл – ожесточенный христоненавистник; каким же образом такой Савл стал наиодухотворенным поклонником и наинеустрашимым исповедником Христа как Единого истинного Бога и Господа и Спасителя и Его наиревностным Апостолом? Как он дошел до того, что ради Христа отверг все, так что все и вся, кроме Христа, почитал за тщету, за вздор, за сор (ср. [[new:fil:03:07|Флп. 3:7-8]])? – Только чудом Божией вселюбви, распустившимся в бесконечное множество чудес Божией благодати: ибо за первым чудом явления ему на пути в Дамаск воскресшего Господа Иисуса в Божественном сиянии, перевернувшим ему всю душу, все существо, последовали многие и многие личные, непосредственные явления воскресшего Господа, Который лично Сам открывал ему все тайны Своей Богочеловеческой личности, все тайны Своего Евангелия, все тайны спасения, все тайны всех миров, и Сам лично вручил ему Апостольство среди язычников в одном из тех «видений и откровений», сказав ему: //«иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам»// [[new:act:22:21|(Деян. 22:21)]]. А сразу после первого Своего явления Савлу воскресший Господь явился апостолу Анании и, дав указание ему крестить Савла, сказал: //«иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми»// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]. Все это есть дело и **домостроительство благодати Божией**. Святой Апостол и называет свою проповедь Евангелия Христова **«домостроительством благодати Божией»** – ἡ οἰκονομία τῆς χαριτος τοῦ Φεοῦ – (икономией благодати Божией), ибо служит тому, что есть Божие: святым и спасительным тайнам Божиим. В Евангелии – все Божие, все – свято, все – спасительно, все – благодатно; все от Бога, все дар Божий, все есть благодать Божия. Ни в чем оно не от человека, не через человека [[new:gal:01:01|(Гал. 1:1)]]. В нем все от Богочеловека и через Богочеловека: и святыни, и силы. А святой Апостол всем существом своим только служит им; ибо дано ему это от Самого Бога. Поэтому свое Апостольство он и называет **домостроительством благодати, домостроительством** тайны: служит он святому Откровению Богочеловека, которое все исполнено Божественных тайн и даров и святынь, – все с неба, хотя и все предназначено для людей на земле, ибо и они происходят с неба. **Домостроительство благодати** есть **домостроительство** тайны, предвечной тайны Божией, которая сошла в наш земной мир воплощением Бога Слова как Церковь и осталась в нем как Церковь, соединившая в себе небо и землю, ангелов и людей, Бога и человека, а тем самым и все тайны всех миров и существ. Вот почему служение Церкви и есть **домостроительство** тайны, **домостроительство благодати**: ἡ οἰκονομία τῆς χαριτος, ἡ οἰκονομία τῆς μυστηρίου в Церкви все есть тайна и все **благодать**. Но и сама жизнь в Церкви каждого ее члена есть **домостроительство** тайны и **домостроительство благодати**: ибо каждый из нас есть небоземное существо самим тем, что Церковью и в Церкви он сонаследник Христов, и еще: благодатное богочеловеческое существо, которое становится таковым благодаря тому, что постоянно переживает себя благодатной богочеловеческой ячейкой, черпающей полноту своего существа в полноте Богочеловеческого тела Христова, Церкви, и полноту жизни так же, в полноте Церкви; ибо каждый член Церкви живет через всех членов Церкви, через всех ангелов и людей, а прежде всего через Самого Богочеловека – Господа Иисуса, Который по безграничному Своему человеколюбию ради нас стал Церковью и ею даровал нам все, все, все – Божественные и богочеловеческие дары и силы. И христиане, живя в Церкви и Церковью, живут как //«добрые домостроители// (приставники, экономы) //многоразличной благодати Божией»// – ὡς καλοε οἰκονόμοι ποικίλης χάριτος τοῦ Φεοῦ [[new:1pet:04:10|(1 Пет. 4:10)]]. //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Как бы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас** Намекает на слова Божии к Анании: //он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]. И откровение тайны, потому что не от человека узнал ее, называет **домостроительством благодати**. Ибо, говорит, благодать Божия распорядилась таким образом, чтобы я был призван свыше и подвергся слепоте за неповиновение, чтобы таким именно образом придти к повиновению. Но для вас, говорит, была дана мне эта благодать. Ибо сам мне сказал, что //Я пошлю тебя далеко к язычникам// [[new:act:22:21|(Деян. 22:21)]]. Посему вы есть дело благодати, и я от себя ничего не принес. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас** Что касается последовательности речи и построения фразы, мы, тщательно исследуя, ничего не могли найти для того, чтобы восстановить ее в отношении к начальным словам [главы]: //Ради этого дела я, Павел, − узник Иисуса Христа ради вас язычников//. И действительно, ведь он не сказал, мол, ради этого дела я, Павел, сделал это или то, учил этому или тому, − но, оставив мысль незавершенной, он переходит к другому предмету. Вероятно − помня о том, в чем он и сам сознается, говоря: //хотя я и невежда в слове, но не в познании// [[new:2kor:11:06|(2 Кор. 11:6)]], − нам следует поискать порядка скорее в его мыслях, нежели в словах. Этот порядок можно восстановить следующим образом: я, Павел, − узник Иисуса Христа и узник за вас, происходящих из язычников, ради того познал тайну, чтобы и вам передать ее, как в этом же самом послании несколько ранее я говорил вам. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас** Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедывать Евангелие Христово язычникам [[new:act:09:15|(Деян. 9:15-16)]].[Некоторые толкователи в этом выражении "услышав о вере вашей" видят доказательство того, что послание написано не к Ефесской церкви, так как-де Ап., сам основавший Ефесскую церковь, не мог говорить о ней как о лично ему неизвестной. Но здесь под верою нет никакого основании понимать уверование читателей в Евангелие или первоначальное принятие ими христианской веры. Во-первых, против такого предположения говорит соединение понятий "вера" и "любовь": отсюда необходимо заключить, что Ап. имеет здесь в виду веру как такую же постоянную добродетель, как и любовь, а не как отдельный момент в жизни человека. Затем из самого послания видно, что Ап. пишет к таким христианам, которые уже довольно зрелы в отношении к христианскому развитию]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:ef:03:01#lopuxin_ap|Еф. 3:1]] [<10>]