[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:3 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)** "**Потому что**", – говорит, – "**мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)**". Может быть, он объявил им об этом через кого-нибудь, а может быть немного прежде и сам писал им. Здесь показывает он, что все от Бога, что мы от себя ничего не привносим. В самом деле, скажи мне, сам Павел, – великий и дивный Павел, сведущий в законе, воспитанный со тщанием при ногах Гамалиила, – разве не благодатью спасен? Справедливо (апостол) называет это и тайной; подлинно тайна, каким образом язычники вдруг приведены в большее благородство, чем каково было благородство иудеев. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яко по откровению сказася мне тайна: якоже преднаписах вмале** **Яко**, οτι – не "потому что", но "что". Слышали смотрение, что то есть **по откровению сказася мне тайна. По откровению** то же, что //чрез откровение// [[new:gal:01:12|(Гал. 1, 12)]]. Хочет сказать, что как призван к проповеди непосредственно Господом, так и научен истине тоже непосредственно Им же. Не сам придумал и не люди научили, но Сам Господь открыл мне все. «Показывает, что все от Бога» (Златоуст). И притом для них – язычников. Внушает, следовательно: смотрите, какое об вас попечение у Господа! **Сказася**... εγνωρισθη – дана мне знать тайна, внушена, в ум мой вложена. Не только открыта, но так открыта, что я познал ее и понял, как следует. Над этим наблюдал Сам Открывающий, чтоб не вошла какая неправость в слово мое. **Тайна** – та, о которой говорит он в [[new:ef:03:06|6-м]] стихе, чтоб язычникам быть сонаследниками и спричастниками обетования. «Справедливо Апостол называет это тайною, ибо подлинно непонятно, каким образом язычники вдруг приведены в благородство большее, чем каково было благородство иудеев!» (Златоуст). **Якоже преднаписах**... **Якоже** – καθως; – не "о чем", a – "как", в том виде, в том смысле и значении, как я напереди коротко написал. **Преднаписах** – «не значит, как полагали иные, будто бы писал он (прежде) другое послание, но, говорит, написал теперь (впереди), так как о сем рассуждал от самого начала и до сего места» (Феодорит). Впереди он не поминает о том, как ему открыта тайна, а живописует самую тайну, как пришел Сын Божий, воплотился, пострадал, воскрес, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, и в Себе спосадил и все человечество, которое к Себе привлекает проповедию и благодатию, кои Духом Святым действуют в людях, обращая и освящая всех без различия, иудеев и язычников, из всех составляя единое тело Церкви, жилище Богу чрез Господа Иисуса Христа во Святом Духе. Об этом все он толковал впереди, теперь говорит, что все это преднаписанное мне открыто, и как открыто, так и написано. Но написанное доселе, хотя содержит все существо домостроительства, не все, однако ж, объемлет открытое мне. Я написал вам вмале, из многого немногое, хотя и в немногом многое. «И точно, кто сообразит как следует все написанное впереди, увидит, какие открыты ему тайны, из коих часть некую малую он поместил в предыдущей речи своей, желая не столько высказать все, что знал, сколько показать этим малым, сколько умолчал» (Иероним). Однако же «кратко слово и сокращенно поучение, но в немногом я научил вас многому, засеменив только (слово истины). Я написал столько, сколько могли вы уразуметь, уразуметь при углубленном и внимательном чтении, а не между делом пробежавши (писанное)» (святой Дамаскин). //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)** См. Толкование на [[new:ef:03:01#prp_efrem_sirin|Еф. 3:1]] ===== Прп. Иустин Попович ===== Ст. 3-4 ** Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой** Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую **тайну**, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее **тайной Христовой**, τὸ μυστήριον τοῦ Χριστοῦ. Среди всех остальных **тайн**, наполняющих наш мир, **тайна Христова** настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся **тайна** Бога и вся **тайна** человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: //«ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно»// – σωματικῶς [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]], то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке **тайна** человека выросла в **тайну** Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся **тайна** Божия – вся полнота Божества. Так и явилась **Христова тайна**, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. [[new:lk:24:45|Лк. 24:45]]), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой **тайны**, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком **тайна Христова**. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: **«мне через откровение возвещена тайна»** – κατὰ ἀποκάλυἁςψιν ἐγνωρίσθη μοι τὸ μυστήριον. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой **тайны**, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение **тайны Христовой** – νοῆσαυ τὴν σύνεσίν μου ἐν τῷ μυστηρίῳ τοῦ Χριστοῦ. А душа этой **тайны** – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой **тайне** Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. [[new:2kor:12:01|2 Кор. 12:1]]). Для чего? Дабы //«открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге»// [[new:ef:03:09|(Еф. 3:9)]], дабы //«показать, какое богатство славы в тайне сей»// [[new:kol:01:27|(Кол. 1:27)]], дабы //«возвещать тайну Христову»// [[new:kol:04:03|(Кол. 4:3)]]. //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что мне через откровение возвещена тайна** Вот дело благодати – откровение тайны. И поистине тайна – из крайнего ничтожества возвести язычников в почетное положение, высшее, чем иудеев. **о чем я и выше писал кратко** Указывает на вышесказанное им, что язычники, бывшие вдали, призваны, что они надстроены поверх патриархов и тому подобное. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой** А слова **выше писал кратко** не означают, как предполагали некоторые, будто бы Павел писал другое послание... [Он сказал это] не о том, что касалось его самого, но о тайне. Ибо выразил это словами: **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)**. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== Ст. 3-4 **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой** Павел сказал, что ему дана благодать, но дана через откровение. Это место можно понять так, что христианином можно стать через откровение, и через откровение прежде всего... Однако так как сила Божия дарует свою благодать любыми способами, надлежит считать, что законный порядок исполнения заповеди спасения в том, чтобы человек возродился водою и духом и таким образом стяжал дух Христов. Но совершается это от людей и через людей. То же, что произошло с Павлом, произошло благодатью Божией и через откровение. И хотя это, как мы считаем, заслужил лишь он один, тем не менее, как было сказано, Божественное откровение способно совершаться действием благодати Божией, либо таким, либо другим, сходным способом. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== Ст. 3-4 **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой** Павел указывает на то, что ему через откровение возвещена тайна Божия, о чем он **кратко писал выше**, т. е. соблюдая должную меру, соответственно их способности уразуметь мудрость апостола в отношении тайны Христа. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой** **Потому что** – согласнее с контекстом здесь греч. частицу **ότι** перевести союзом "что" и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха //"вы слышали".// – **Тайна**. Под тайною Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в [[new:ef:03:06|6-м]] стихе, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании [[new:act:22:21|(ср. Деян XXII:21]]; [[new:act:26:18|XXVI:18]]; [[new:gal:01:15|Гал I:15]], [[new:gal:01:16|16)]]. – **О чем** – правильнее: "как" – (καθώς). – **Кратко** – намек на [[new:ef:02:11|11-22]] стихи второй главы, где идет речь преимущественно о призвании язычников. – **То вы читая**... т. е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под "тайною Христовой", которой придаю такое большое значение. См. также Толкование на [[new:ef:03:01#lopuxin_ap|Еф. 3:1]] [<10>]