[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:6 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** "**Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками**". Что значит − быть сонаследниками, сопричастниками обетования и стелесниками? Значение этих слов высоко: они означают то, что (язычники и иудеи) соединены в одно тело, в тесный союз. Что (язычники) будут призваны, это известно было и прежде; но что к этому именно они будут призваны, никто не знал. Потому-то (апостол) и называет это //"тайной обетования"//. Израильтяне и прежде были причастниками обетования Божьи; теперь сопричастниками сделаны и язычники. "**Во Христе Иисусе посредством благовествования**", т. е. (язычники сделались сопричастниками обетования) через то, что к ним посланы были (благовестники), и они им поверили. Итак, не просто (сделались сопричастниками обетования), но через благовествование. Впрочем, это еще но велико и не важно; (апостол) открывает нам большое и важнейшее, именно, что не только люди, но ни ангелы, ни архангелы, ни иная какая сотворенная сила не знали этого. Это было вполне тайной, никому неизвестной. //"Усмотреть"//, – говорит, – //"мое разумение"// [[new:ef:03:04|(ст. 4)]]. Быть может, этими словами (апостол) намекает на то, о чем сказал им в Деяниях, на некоторое его убеждение в том, что и язычники должны быть призваны; такое разумение тайны он выразил выше, сказав, что (Христос) //"дабы из двух создать одного нового человека"// [[new:ef:02:15|(2:15)]]. И он, и Петр через откровение были научены, что не должно отвращаться язычников; (об откровении же) он говорит с целью защитить себя. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **(яко) быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования Его о Христе Иисусе, благовествованием** «Какая же это тайна, которая прежним родам не была открыта, как ныне? − Та, о которой следует речь: **яко быти**»... (Иероним). «Это и есть та тайна (о которой он столько раз поминал выше), чтоб язычникам вместе с Израилем быть **снаследниками и спричастниками обетования**» (Феофилакт). «Что язычники призваны будут, об этом знали пророки, а что они будут **снаследниками и спричастниками**, этого не знали» (Экумений). «Израильтяне стали причастниками обетования, яко народ святой; но вместе с ними сопричастились его и язычники, бывшие дотоле нечистыми. Апостол не удовольствовался сказать, что и они сделались **снаследниками** и **спричастниками**, но, желая показать большее еще их сближение и единение, сказал **стелесниками**. Ибо язычники со святым Израилем стали едино тело, устрояемое и содержимое единою главою − Христом» (Феофилакт). Можно и не доискиваться, что в особенности значит каждое из сих слов − **снаследники, стелесники, спричастники**. Все они одно значат − крайнее сближение иудеев и язычников в Царстве Христовом, где всякое между ними различие исчезает. И какую бы сторону преимущества иудеев, представленного прежде, ни взял ты, всякая из них теперь имеется и у язычников, не особенно восприявших ее, но вместе с иудеями. Блаженный Феодорит объясняет, почему сказаны некоторые из них: «Поелику нарек верных единым телом, то говорит, что язычники соделались **стелесниками**. И поелику наследие почиталось принадлежащим иудеям, то наименовал еще язычников сонаследниками. И как иудеи думали, что им одним даны обетования, о чем сказал Апостол и в послании к Римлянам: //ихже обетования// [[new:rim:09:04|(Рим. 9, 4)]], то назвал также язычников **спричастниками обетования**». Святой Златоуст не дает объяснения, почему то или другое сказано, а всем им дает один смысл, означение тесного союза иудеев и язычников. «Что значит быть **снаследниками, сопричастниками обетования** и **стелесниками**? − Значение сих слов высоко: они означают то, что язычники и иудеи соединены в одно тело, означают тесный союз их. Что язычники будут призваны, это известно было и прежде, но к чему именно они будут призваны, этого до тех пор никто не знал. Потому-то Апостол и называет это //тайною обетования Божия//. Израильтяне и прежде были причастниками обетования; теперь сопричастниками сего обетования соделаны и язычники». Но можно в каждом из сих слов видеть и некоторые особенности. Так можно думать, что словом **снаследники** означается восприятие того, что древле обетовано Израилю как наследие; словом **стелесники**означается, что вновь получено в благодатном Царстве Христовом; а словом **спричастники обетования** то, что имеет быть всеми получено в будущем. Живописуется лествица благ, от лица Иисус Христова истекающих на род наш. Блага ветхозаветные, и полученные тогдашними, и обетованные будущим поколениям, − первая степень, блага, полученные от Господа, по воплощении Его в Святой Его Церкви, в нынешний период бытия, до второго пришествия, − вторая степень; а то, что обещается в будущем веке и получится по возустроении всяческих, − третья степень, неизглаголемая. Апостол хочет сказать язычникам: ничем вы не заделены; и то, что Израилю было обетовано, вы получили вместе с ним, и то, что сверх того обетования дано вере, подается вам по вере, и то, что уготовано в будущем, ваше будет. Что все и есть дивная тайна, которой никто постичь не мог и которая едва вместилась в умах избранных Апостолов, и то чрез особое уже действие совне и воздействие внутри Пресвятого Духа. Вот чего вы удостоились! Помните же! **О Христе Иисусе благовествованием**. На такую высоту вы возведены, таких сподобились благ, так сошлись с Израилем о **Христе Иисусе** верою в Него и ради веры получаемою благодатию Святого Духа, которая, всех пересозидая, делает всех одинаковыми. Привлечены же вы к участию в этом − благовестием, ибо вера от слуха. «Язычники сопричастились обетованию чрез то, что к ним посланы были благовестники, и они им поверили. Не просто соделались они сопричастниками обетования, но чрез благовествование» (Златоуст). «Верою во Христа соделались они сопричастниками, но вера прибыла к ним чрез благовествование» (Феофилакт). Но все побуждение к: //помните же//. Ибо благовестие само не пришло бы. Надлежало избрать и образовать благовестников и, снарядив их всякою силою, послать благовестить, руководя и всячески вспомоществуя в сем благовестии. Израильтяне все это у себя имели дома, а к вам надо было нарочитого посылать в такую даль. Об этом намекая, Апостол и говорит: //Ему же бых служитель по дару благодати Божия, данныя мне по действу силы Его//. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** См. Толкование на [[new:ef:03:01#prp_efrem_sirin|Еф. 3:1]] ===== Прп. Иустин Попович ===== **чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** См. Толкование на [[new:ef:03:05#prp_iustin_popovich|Еф. 3:5]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** Тайна состоит в том, что язычники стали сонаследниками и соучастниками обетования Израилева. Ибо израильтяне участвовали в обетовании, как народ святой; и язычники, доселе нечистые, стали участниками с ними того же обетования, но каким образом? **Во Христе**, то есть через веру во Христа, которая дошла до них чрез благовестие. И не удовольствовался названием **сонаследниками** и **сопричастниками**, − но, чтобы показать большую близость и единение, назвал **составляющими одно тело**. Ибо язычники со святыми израильтянами составили одно тело, управляемое единой главой − Христом. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** Язычники − сонаследники Израиля, или − что нам кажется лучше − Христа, так как наследие наше есть Бог. Это написано и в другом месте: //наследники Божии и сонаследники Христу// [[new:rim:08:17|(Рим 8:17)]]. Это не значит, что между нами делится какое-то наследство, но что сам Господь есть наследие и достояние наше. ...**Составляющие одно тело** означает то, что как в одном теле есть много членов (например, глаза, руки, ноги, уши, чрево и колена) и как они, будучи в одном теле, имеют свое различие и взаимно друг за друга радуются или скорбят, − так и те, которые уверовали во Христа, хотя имеют различную благодать, однако собраны в одном теле Церкви. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** Содержание этой тайны (стих 6-й зависит от глагола [[new:ef:03:05|5-го ст.]] //открыта//) состоит в том, чтобы язычникам быть сонаследниками, т. е. наследовать обетование о спасении наравне с Иудеями, затем, **составляющими одно тело**, т. е. принадлежащими опять наравне с Иудеями к составу Церкви, которая есть тело Христово, и **сопричастниками обетования Божия**. Всего этого язычники достигают чрез Христа, принимая с верою благовествование Его или проповедь о Христе, какую возвещают им Апостолы Христовы. См. также Толкование на [[new:ef:03:01#lopuxin_ap|Еф. 3:1]] [<10>]