[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:8 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 8-11 **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем** Кто посещает лечебницу, посещает ее не просто, но с тем намерением, чтобы научиться врачеванию и употреблению лекарств. Так и мы, собравшись здесь, не просто собрались, не чтобы познать обилие смиренномудрия Павла. Что именно? Намереваясь сказать о величии благодати Божьей, послушай, что он говорит: "**Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия**". Выказал он смиренномудрие и тем, что оплакивал прежние грехи, уже исправленные, помнил об них, и был скромен до того, что называл себя хульником, гонителем и обидчиком; но с тем (что он говорит теперь) ничего и сравнить нельзя. Прежде, говорит, я был таким-то, и называет себя извергом; но когда теперь, совершенно исправившись, все еще уничижает себя и называет себя меньше всех, – это подлинно великая и необыкновенная скромность. "**Мне, наименьшему из всех святых**". Не сказал: (меньшему) апостолов, – так что употребил выражение уничиженнее этого последнего. В ином месте он сказал: //"и я не достоин называться Апостолом"// [[new:1kor:15:09|(1 Кор. 15:9)]]; здесь же называет себя даже меньшим всех святых: "**Мне**", – говорит, – "**наименьшему из всех святых, дана благодать сия**". Какая? "**Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья**". Пусть это не было открыто людям, – но неужели ты просвещаешь и ангелов, и архангелов, и начала, и власти? Просвещаю, говорит, потому что в Боге было это сокрыто, в Боге, "**создавшем все Иисусом**". И ты дерзаешь это сказать? Да, дерзаю, – говорит. Но как же это сделалось известным ангелам? Через Церковь. И притом не просто сказал: да (скажется) различная премудрость Божья, но – "**многоразличная**". Итак что же? В самом деле, ангелы не знали ее? Вовсе не знали: если начала не знали, то тем более ангелы не знали. Что же, не знали и архангелы? Не знали и они: откуда они могли узнать? Кто мог им открыть? Когда узнали мы, тогда узнали и они через нас. Послушай, что ангел говорит Иосифу: //"наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их"// [[new:mf:01:21|(Μф. 1:21)]]. Он (Павел) был послан к язычникам, а те (другие апостолы) к обрезанным. Потому-то особенно удивительны и поразительны его слова: "**Мне, наименьшему, дана**". Но и это было делом благодати, что меньшему были поручены истины величайшие, что он был их благовестником, – ведь сделавшийся благовестником величайшего через это становится велик и сам. "**Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово**". Если богатство (Христа) остается неисследованным даже и после Его явления, то тем более неисследованно существо Его. Если и теперь еще есть здесь тайна, то тем более была она прежде, нежели узнали ее. Тайной же называете это (богатство любви Христовой) потому, что оно не было известно ни ангелам, ни кому другому. "**И открыть всем**", – говорит, – "**в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом**". Ангелы знали только то, что //"ибо часть Господа народ Его"// [[old:vtor:32:09|(Вт. 32:9)]]. Притом же в другом месте сказано: //"князь царства Персидского стоял против меня"// [[old:dan:10:13|(Дан. 10:13)]]. Потому неудивительно, если они не знали этого. Если не знали того, что касалось возвращения (израильтян), то тем более они не могли знать этого (богатства любви Христовой), так как оно открылось через евангелие. //"Он"//, – говорит, – //"спасет Своих людей Израиля"//. Здесь ничего не говорится о язычниках; но о них открывает Дух. О призвании их было известно, но что при этом они воссядут и на престоле Божьем, этого кто мог ожидать, кто мог этому поверить? "**Скрывавшейся**", – говорит, – "**в Боге**". Впрочем это "домостроительство" (о спасении язычников) яснее раскрывает в послании к Римлянам. "**В Боге**", – говорит, – "**создавшем все Иисусом Христом**". Хорошо он сделал, что, вспоминая о творении, сказал: "**Иисусом Христом**". Ведь сотворивший все через Него и это открывает через Него: //"И без Него"//, – сказано, – //"ничто не начало быть"// [[new:in:01:03|(Иоан. 1:3)]]. Сказавши о началах и о властях, сказал и о горнем и о дольнем. "**От вечности**". Ныне, говорит, совершилось, но не ныне определено, а предначертано издревле. "**От вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом**", – то есть, по предведению веков, наперед зная будущее, грядущие века, потому что он знал, что будет, и согласно с тем определил. "**От вечности**", – конечно тех, которые сотворил Иисусом Христом, потому что через Христа //"Все начало быть"// [[new:in:01:03|(Иоан. 1:3)]]. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мне, меншему всех святых, дана бысть благодать сия, во языцех благовестити неизследованное богатство Христово** **Мне меньшему**... Намеренно останавливается вниманием на незначительности орудия, чтоб показать, что в их призвании и приближении к спасаемым ничего нет человеческого. Тут действовал Сам Бог. Посмотрите на меня, говорит как бы он, как я ничтожен, а дело Божие все растет и расширяется! Кто тут действует, как не сила Божия? Ибо никакая сила человеческая не могла бы произвести то, что совершается; а тут еще совершается, все это таким малым лицом, как я. Не видите ли, что Бог к вам подошел и избрал вас. Как Апостол Павел, так и все Апостолы, так и все избранные деятели в исполнении своего назначения себя забывали и только тем и заняты были, как бы наилучшим образом совершить дело Божие. Оттого силе Божией было просторно в них и чрез них действовать, и плоды действования их были изумительны для них самих. Им и натурально было видение, как они малы сравнительно с великостию совершаемого ими дела... Почему нет сомнения, что речь Апостола полна искренности. Святой Златоуст говорит: «Послушайте, что говорит святой Павел. Намереваясь сказать о величии благодати Божией, он говорит так: **мне, меньшему всех святых, дана благодать сия**. Много выказал он смиренномудрия и тем, что оплакивал прежние грехи, уже исправленные, всегда помнил об них и был скромен до того, что назвал себя хульником, гонителем и обидчиком; но с тем, что он говорит теперь, ничего и сравнить нельзя. Прежде, говорит, я был таким-то, и называет себя извергом, но теперь, совершенно исправившись, все еще уничижать себя и называть себя меньшим всех – это подлинно великая и необыкновенная скромность! **Мне, меньшему всех святых**. Не сказал даже: меньшему Апостолов (а – **всех святых**, то есть всех христиан). Но ему считать себя меньшим не только Апостолов, но и всех святых значит чрезвычайно смирять себя! В одном месте он сказал: //несмь достоин нарещися Апостол// [[new:1kor:15:09|(1 Кор. 15, 9)]]; здесь же называет себя даже меньшим всех святых». **Дана благодать** – **благовестить неизследованное богатство**. Богатство непостижимо велико, а раздаятель его так мал. Кто не увидит здесь перста Божия?! «И то было делом благодати, что меньшему были поручены истины величайшие, дабы он сделался их благовестником» (Златоуст). Словами: **дана благодать** повторяет то же, что выше выразил, что он есть служитель благовестия по дару благодати. **Благовестити во языцех** то же, что благодать Божия избрала меня Апостолом языков. **Неизследованное богатство Христово** есть спасение всего человечества крестною смертию Богочеловека. Бог Сына Своего не пощадил. И пусть бы это только, но еще и на смерть предал Его! Непостижимо это. Но когда таким образом все будто было потеряно, оказалось, что сим путем даровано всем отпущение грехов, благодать возрождения, сыновство Богу, вечное наследие и спосаждение одесную Бога. Подлинно богатство, и богатство неисследованное! Апостол хочет сказать, что богатство Христово не для одних иудеев, но и для всех языков. Раздаятелем его избран он – меньший всех. Что здесь назвал богатством Христовым, то впереди выразил словами: //быть язычникам сонаследниками, сотелесниками и сопричастниками обетования//. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово** См. Толкование на [[new:ef:03:01#prp_efrem_sirin|Еф. 3:1]] ===== Прп. Иустин Попович ===== Ст. 8-9 **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** Святой Апостол считает себя **наименьшим** из христиан. Неужели он этим умаляет себя? – Нисколько. Ибо человек никогда не в силах достаточно умалить себя, когда сравнивает себя со Христом. Для этого даже необязательно сравнивать себя со всечистым и всесвятым Господом, а достаточно просто рассмотреть себя в свете Христа. Освети себя Христом, рассмотри себя Им, оцени себя Им, и тогда тебе станет ясно, почему великий Апостол умаляет себя. И не только он, – то же делали и все святые от первого и до последнего. Вдумайся, Богочеловек Господь Христос есть норма и образец, и идеал, – осуществленный идеал совершенного человека; человека, каким должен быть любой человек вообще, все люди вообще. Вот почему и наичистейший человек чувствует себя перед Ним безмерно нечистым, и наисвятой – безмерно грешным, и наилучший – безмерно плохим, и совершеннейший – безмерно несовершенным, и наибольший – безмерно малым. Вот почему среди святых нет ни одного гордеца; вот почему нет ни йоты гордости ни в одном святом; безмерное смирение есть душа всякого святого. Богатство Христово в такой степени неизреченно, в такой степени неисследимо, – ἀvεξιχνίαστον – что любой человек в сравнении с Ним чувствует себя последним нищим. Однако наша радость состоит в том, что чудесный Господь Свое неизреченное богатство принес в наш земной мир, чтобы мы, люди, им обогатились. Этому нас учат, этому служат Его святые Апостолы; а прежде всех и больше всех – святой апостол Павел. Что же представляет из себя неизреченное богатство Христово? – Это тайна Христова. А что есть она? – Богочеловек. А Он? – Церковь. Богочеловек низводит Собой всецелого Бога, со всеми Его бесчисленными и бескрайними совершенствами, с Царством небесным, с небом, с раем. И все, что Он воплотил в Своем Богочеловеческом теле – Церкви, Он оставил навек и в нашем земном мире: Церковью чудный Господь соединил в Себе все небесное и земное и таким образом осуществил вечный Божественный план целостного творения. Вот почему Церковь – неизреченное **богатство** Христово, неизреченное, ибо **неисследимое**. В Ней вся тайна Божия о всех существах и тварях всех миров. До появления Богочеловека на земле она была сокрыта в Боге. От Него Церковь обрела свое бытие и основание, Он через Церковь явил Себя роду человеческому и показал, что Церковь не имеет другого предназначения, кроме служения этой тайне. А в Церкви этой тайне прежде всех и больше всех служат святые Апостолы. Им дана великая благодать благовествовать эту тайну и открывать всем, **в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге**. //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия** Намереваясь говорить о величии Божественной благодати, смотри, с каким смирением говорит он о себе. Ибо после столь славных деяний он называет себя самым меньшим, не между апостолами, а между всеми святыми, то есть верующими. И это, как выражение смирения, выше слов: //я недостоин называться апостолом// [[new:1kor:15:09|(1 Кор. 15:9)]]. **благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово** Какая благодать, говорит, мне дана? **Благовествовать язычникам**. Ибо другие были посланы к обрезанным, а он к язычникам. Потому он и имеет нужду в благодати, что наименьшему вверено было наибольшее. Но, получив повеление обратить к Евангелию худших, чрез это становится великим, хотя и казался малым. Итак, это дело принадлежит благодати. Если же богатство Христово остается неисследованным даже и после Его явления, то не тем ли более неисследима сущность Его? Как же после этого Евномий хвалился постигнуть ее? //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово** Называть себя **наименьшим из всех святых** есть, конечно, доказательство смирения, однако вместе с тем Павел виновен в некоторой неправде, когда, имея на душе одно, устами произносит другое. Итак, нужно отыскать доказательство того, что он на самом деле был и **наименьшим из всех святых**, и, тем не менее, не отпал от апостольского достоинства. Господь говорит ученикам своим: //Кто среди вас хочет быть большим, пусть будет меньше всех, и кто хочет быть первым, пусть будет последним// [[new:mf:20:26|(Мф 20:26-27)]]. Это Павел и исполнял на деле [и говорил]: //я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти// [[new:1kor:04:09|(1 Кор 4:9)]]... Он говорит: //[...я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но] я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною// [[new:1kor:15:09|(1 Кор 15:9-10)]]. По такому смирению его, хотя он меньше всех, дана ему среди язычников благодать, чтобы благовествовать неисследимые богатства Христа и научать исполнению сокрытого от вечности в Боге, сотворившем все. Слова "непостижимое" ["неисследимое" в Синод. переводе – прим.ред.] и "сокрытое" должно понимать двояко. Или: **непостижимое** прежде **богатство** ныне открыто после страданий Господа. Или же в том смысле, что бывшее непостижимым по природе сделалось известным вследствие откровения от Бога, потому что одно дело – постигнуть тайное по собственной любознательности (что после открытия перестает уже быть неисследимым), а другое – не своим разумением понять, но познать по благодати Божией... //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово** Божественный апостол не только Божественное естество Христа, но и богатство назвал непостижимым. А как ты проповедуешь, если богатство [Христа] непостижимо? Это самое, говорит апостол, и проповедую – что оно непостижимо. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово** Как же обстоит дело? Предшествует ли деяние дарованию благодати или следует за ним? Так как Павел говорит, что деяние принадлежит силе Божией, благодать оказывается уже данной. Кроме того, Павел говорит, что он сделался служителем... //по дару благодати Божией// [[new:ef:03:07|(Еф 3:7)]]. Значит, мы должны разуметь, что прежде деяния ему дана была благодать стать служителем, и дар этот – от Бога, как и благодать стать служителем. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** Здесь Ап. выясняет, в чем состоит его служение. Он, наименьший из всех святых, т. е. из христиан [[new:gal:01:13|(ср. Гал I:13, 14)]], удостоился благовествовать язычникам **богатство Христово**, т. е. тайну спасения, которая даже и теперь еще **неисследима**, т. е. не может быть понята во всем ее величии. Ап. должен всем - не только язычникам, но и Иудеям – **открыть** или выяснить, как пришло в осуществление **домостроительство** или намерение Божие спасти людей – не только Иудеев, но и язычников, намерение, существовавшее уже от века, но неизвестное людям. – **Создавшем все Иисусом Христом**. Этими словами Ап. объясняет, почему все люди должны были найти спасение во Христе. Причина этого в том, что Бог сотворил все, весь мир чрез Христа. Сотворенные, созданные чрез Христа люди чрез Христа же должны быть и воссозданы. Ст. 8-12 **Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него** Служение Апостола состоит в возвещении язычникам величайшей тайны Божией об их призвании в Церковь Христову, а целью этого, между прочим, является то, чтобы даже высшие небесные силы постигли великое предопределение Божие о спасении всех людей. //**Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// [<10>]