[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:10 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия** См. Толкование на [[new:ef:03:08#svt_ioann_zlatoust|Еф. 3:8]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия** Не только людям не была открываема тайна сия [[new:ef:03:05|(ст.5)]], но и Ангелы не знали ее. И они узнают о ней после, из самого дела явления ее в человечестве, из самого создания Церкви. Апостол хочет сказать, что дело сие столь величественно и дивно, что, когда устроилась Церковь из язычников и иудеев, под главою Христом, и небесные силы изумились, увидев в сем многоразличную премудрость Божию, подобно тому, как по слову Иова, когда сотворены были звезды, велиим гласом восхвалили Бога все Ангелы Божии. В другом месте тот же Апостол о велией благочестия тайне, что //Бог явился во плоти//, между чертами величия ставит и то, что Он //показася Ангелам//, и это по проповедании во языцех и вознесении во славе [[new:1tim:03:16|(1 Тим. 3, 16)]]. Главу Церкви во всей славе Богочеловечества узрели Ангелы, когда воссел Он одесную Отца и начал привлекать к Себе все − и земное, и небесное. Тут и сказалась им многоразличная премудрость Божия, в устроении Церкви и в возглавлении всяческих во Христе. И Апостол Петр свидетельствует, что в тайну спасения всех в Господе не только пророки углублялись изысканием, желая уяснить себе сокровенные его стороны, но и Ангелы желают то проникнуть [[new:1pet:01:12|(1 Пет. 1, 12)]]. Не все и для них ясно ведомо даже и тогда, как приведено уже в исполнение, а возбуждает только изумление о многоразличной премудрости Божией. Сказывается им сия премудрость не проповедию слова среди их от лица Церкви, но самым ее устроением. Видят, как устрояется Церковь и как все в Господе, восседшем одесную Отца, воссоединяется, − и уразумевают в этом Божию многоразличную премудрость. Феодорит пишет: «Невидимые силы не знали сей тайны, но по домостроительству Церкви дознали неизреченную Божию премудрость». «Пусть, − говорит святой Златоуст, − не было это открыто людям, но неужели ты просвещаешь и Ангелов, и Архангелов, и Начала, и Власти? − Просвещаю, говорит. Ибо в Боге была сокрыта премудрость сия, //в Боге, создавшем всяческая Иисус Христом//. − И ты дерзаешь это сказать?! − Да, дерзаю, говорит. Но как же это сделалось известным Ангелам? − Чрез Церковь. И притом не просто сказал: да скажется различная премудрость Божия, но **многоразличная**. − Итак, что же? В самом деле Ангелы не знали ее? − Да! Ибо если не знали Начала, то тем более она неизвестна была Ангелам. Не знали и Архангелы? − Не знали и они; откуда они могли узнать? Кто мог им открыть это? Когда узнали мы, тогда узнали и они чрез нас». Итак, ведение Ангелов растет, и это приращение берут они с земли, от Церкви?! Но неужели от Церкви узнали они об искуплении и спасении всех, когда в Ветхом и в Новом Завете были служителями сей тайны? − Ответ на это предуказывается в слове: **многоразличная премудрость Божия**. Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущие, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются Ангелам, поколику сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают они это уже из самых событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их. В подтверждение этого святой Златоуст приводит пример, как Ангел Хранитель персов противился Архангелам Михаилу и Гавриилу, не зная, что касалось возвращения израильтян [[old:dan:10:13|(Дан. 10, 13)]]. И потом наводит: «Если этого и подобного сему не знали Ангелы, что удивительного, что они не знали о богатстве любви Христовой так, как оно открылось чрез Евангелие». Конечно, знали Ангелы о совете Божием спасти род человеческий чрез воплощение Единородного Сына Божия и смерть Его крестную. Но в образе осуществления сего в лице Господа и далее в Святой Церкви многое для них оставалось неведомо, и узнаваемо было ими впервые из самых событий. Такова была и тайна призвания язычников в общение Сына Божия и возглавление всяческих в лице Его. Святой Златоуст говорит: «Ангелы знали только то, что //бысть часть Господня людие Его// [[old:vtor:32:09|(Втор. 32, 9)]]. И Иосифу что говорит Ангел? //И наречеши имя ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их// [[new:mf:01:21|(Мф. 1, 21)]]. Люди Своя, то есть Израиля. Здесь ничего не сказано о языках, о них Дух Божий открывает особо». Это место есть одно из значительнейших мест Нового Завета. Оно показывает, что земля с человеком, и особенно Церковь Божия, есть главная сцена дел Божиих, великих и дивных, − духовное средоточие вселенной. В событиях ее принимают участие все роды существ, принимают и Ангелы, и сочувственным созерцанием, и действованием по указанию Божию. //Мы позор быхом//, говорит Апостол, //и миру, и Ангелом и человеком// [[new:1kor:04:09|(1 Кор. 4, 9)]]. Настоящее послание имеет ту особенность, что в нем Апостол дело Божие во Христе Иисусе не ограничивает одним примирением Бога с человеком, но простирает его до угармонирования всего мира уничтожением произведенного грехом разделения земных и небесных [[new:ef:01:10|(1, 10)]]. В восстановляемый живой союз вводятся теперь и Ангелы, и он-то есть возвышеннейший и сладостнейший предмет созерцания для них, в первый раз и причастившихся, и узревших его. В этом конец искупительных действий Богочеловека. В нем разрешается тайна Божия мироправления, достигается цель создания мира. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия** См. Толкование на [[new:ef:03:01#prp_efrem_sirin|Еф. 3:1]] ===== Прп. Иустин Попович ===== **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия** Однако пришло время и для того, чему удивляются и сами святые Ангелы, созерцая Церковь земную. Что же это? – А вот что: только Церковью открывается и соделывается им известной эта вечная тайна Божия, сокрывавшаяся от начала творения, эта **многоразличная премудрость Божия**. Церковь земная своим неизреченным богатством Христовым обогатила и святых Ангелов небесных: обогатила их жизнь, обогатила их знание о Боге, о мире, о цели Божией в мире. Да, и Ангелы Божии на небе живут Богочеловеческим телом Христовым, бытие которого на земле, – живут Церковью. Ибо и они – члены Церкви Христовой; они стали ими тогда, когда Богочеловек подвигом Своим на земле основал Церковь и в ней соединил все небесное и земное. А значит, и Ангелов? – Да, и их. И все они с беспредельным смирением и пламенной ревностью служат пресвятой тайне Церкви, ибо они суть служебные духи – λειτουργικὰ πνεύᾁμᾁτα, и служат спасающимся в Церкви (ср. [[new:evr:01:14|Евр. 1:14]]). Вот истина неба и земли: в Церкви переплетается жизнь Ангелов и людей: всем им необходимо одно и то же Евангелие, одна и та же жизнь, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одна и та же Любовь, Один и Тот же Бог и Господь Иисус Христос, со безначальным Своим Отцом и животворящим Духом – Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная. Церковь – это школа, в которой и Ангелы обучаются многим Божиим истинам (ср. [[new:1pet:01:12|1 Пет. 1:12]]). //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия** Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через Церковь, то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет премудрость не просто различной, а **многоразличной**, указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти − жизнь, из немощи − сила, из бесчестия − слава и из всего, казалось бы, низкого − благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они − чрез нас, видя, каких благ удостоена Церковь, и чрез нее приходя к познанию. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия** Говоря: **через Церковь**, Павел имеет в виду следующее: через всех членов, через членов Христовых и через все души, облаченные в Его тайну и уповающие на Него. Отсюда можно увидеть, сколь многое было дано человеку, коль скоро не начальства и власти на небесах возвещают людям премудрость Божию, но им самим премудрость Божия становится известной через человека − через Церковь, т. е. тех, которые суть члены Христовы благодаря освящению в вере. Павел кратко касается всех частей тайны, о которых мы сказали выше: он называет премудрость Божию **многоразличной**, разумея либо то, что Бог послал //Сына Своего// [ср.: //"Христа, Божию силу и Божию премудрость"// [[new:1kor:01:24|(1 Кор.1:24)]] - прим. ред.]; либо то, что Божественное Величие //приняло образ раба// [[new:fil:02:06|(Флп 2:6)]]; либо то, что были дарованы столькие знамения и обетования, включая отпущение грехов и обетование Царства Небесного. Жизнь вечная, и слава, и сонаследие с Христом, и Его воскресение после смерти, и сама смерть, и прочее − все это составляет **многоразличную премудрость Божию**. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия** Столь безмерна премудрость Божия, что не только язычникам дал Он этого учителя, но и через него же открылась истина Христа силам небесным − **начальствам и властям**. Они потому власти, что могущественнее других духов, и потому начальства, что начальствуют над властями. Все для того, чтобы непосвященные смогли отойти от греха через Церковь, которая всеми способами ведет в жизнь и в которой во Христе пребывает тайна единого Бога. Цель же в том, чтобы проповедь Церкви была на пользу и язычникам, и они бы освободились от тирании дьявола, вооружившегося бесчестным упорством против веры в единого Бога. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-12 **дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него** **Дабы ныне соделалась известною...** Это выражение зависит от глагола 9-го стиха: //открыть//. Целью просветительного служения Апостола является то, чтобы **многоразличная**, т. е. открывшаяся в различных видах и формах **премудрость Божия** явилась во всем своем величии для самых высших Ангельских чинов, которые доселе, как и ветхозаветные люди, не знали еще, что и язычники будут призваны в общение с Богом [[new:1pet:01:12|(ср. 1 Пет. I:12)]]. Премудрость Божия раскрывается Ангелам самым существованием Церкви Христовой **(чрез Церковь)**, составившейся из Иудеев и язычников. Совершается это раскрытие для Ангелов тайны Божией по Божию предвечному определению, которое Бог привел в осуществление чрез Иисуса Христа. Ап. прибавляет, что вследствие великих заслуг Христовых и мы все имеем теперь доступ к Богу, приступаем к Нему без всякого страха как к своему Отцу. При этом, конечно, необходима вера во Христа. См. также Толкование на [[new:ef:03:08#lopuxin_ap|Еф. 3:8]] [<10>]