[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:13 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава** См. Толкование на [[new:ef:03:12#svt_ioann_zlatoust|Еф. 3:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже молю вы не стужаши си в скорбех моих о вас, яже есть слава ваша** Это сказано будто мимоходом. Цель речи Апостола в этом отделении не та, чтобы успокоивать ефесян, а чтоб убедить их помнить великость к ним благодеяния Божия, явленную в призвании их к вере. Выше располагал он к сему великостию благ, полученных ими чрез веру [[new:ef:02:11|(2, 11-12)]]. В этой же главе к тому же располагает их редкостию тайны призвания их, о коей доселе никто не знал ни на земле, ни на небе, между тем как она по благотворности и премудрости изумляет и Ангельские умы [[new:ef:03:01|(3, 1-12)]]. Объясняя это, он выставил и то, что Бог его избрал орудием ко введению их в получение таких благ. И как по этой причине он находился теперь в узах, и прежде так много терпел в самом Ефесе и в Асии, то и прилагает одно слово, на случай, если бы кто стал смущаться его страданиями: вот сколько вам благ даровано, и это чрез мою вам проповедь. Пусть я терплю за это, но не смущайтесь, а смотрите лучше на то, что доставляется вам путем сих страданий. На это смотря, не смущаться, а радоваться вам должно, ибо видите, какая вам от того слава. Были ли по этой причине смущающиеся среди ефесян?! – Блаженный Иероним находит это очень вероятным. Всех смущает, говорит, то обстоятельство, что грешные большею частью счастливы, а праведные страдают. Даже святой Давид говорит о себе, что едва не подвиглись ноги его, //мир грешников зря// [[old:ps:072:03|(Пс. 72, 3)]]. А Апостол Павел сколько терпел? Видно то из Деяний, а паче из посланий к Коринфянам, из коих одно писано в Ефесе, а другое тотчас по выходе из него. Со зверьми, говорит, боролся [[new:1kor:15:32|(1 Кор. 15, 32)]], по //премногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити// [[new:2kor:01:08|(2 Кор. 1, 8)]]. Могли смутиться всем этим ефесяне, и Апостол хорошо сделал, что сказал это утешительное слово, чтоб не оскудела вера их, видя такие тесноты Апостола (сокращенно из Иеронима). И святой Златоуст полагает, что, верно, были смущающиеся. «Как же они стужали си, когда другой скорбел? – Это значит, что они приходили в страх, смущались. Об этом он пишет и к солунянам, говоря: //яко ни единому смущатися в скорбех сих// [[new:1sol:03:03|(1 Сол. 3, 3)]]. Ибо должно не только не скорбеть, но и радоваться. Мы здесь испытываем скорби, потому что так Бог повелел». Почему скорби Апостола – слава ефесян? – Можно и так ответить: потому что они – слава Апостола, которой отсвет падает и на уверовавших чрез него. Ученикам прилично хвалиться учителем, говоря: вот какой наш учитель! А что скорби были слава Апостола, это выходило из того, что он оставался при них непобедимым. Не то есть умаление чести, когда кто терпит нападки и беды за добро, им делаемое, а то, когда он падает под тяжестию их. Устояние против бед есть победа над ними, и победа сия есть слава устоявшего (Иероним). Так, славно претерпеваемые скорби Апостола суть слава его, а чрез него и ефесян. Но прямее скорби сии – слава ефесян по той славе, какую они получают чрез благовестие, за которое терпел и в узы попал святой Павел. Так святой Златоуст: «Почему скорби его составляют славу их? – Потому что Бог так возлюбил их, что отдал за них Единородного Сына Своего и предал на страдание Своих рабов – Апостолов. В самом деле, и Павел был в узах для того, чтобы они получили толикие блага. Так велика к ним любовь Божия!» //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-20 **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем** **Посему прошу вас не унывать в скорбях** (из-за скорбей) этих **наших**, кои мы ежедневно терпим не за себя, но **за вас**. Ведь если бы захотели, мы могли бы проживать в каком-либо одном месте и там чтить Бога, - и в таком случае мы не подвергались бы гонениям. Но поелику мы восхотели спасать всех язычников и для этого и проповедуем всем язычникам, то ради этого и терпим преследование от всех язычников. Итак, не унывайте, ибо это самое терпение наше **есть слава ваша. Ради этого преклоняю колена мои к Отцу Господа нашего Иисуса Христа, – от коего** (именуется)** всякое отечество** небесных и земных, то есть на небесах – Того же отца, и на земле – всех рождающихся. **Да даст** Он **вам по богатству славы Своей, силою (укрепиться) чрез Духа Его**, то есть чтобы или духовными делами укреплялись бы в Нем, – или посредством добродетели, которую не могут похитить гонители, вы утверждались в крещении Духа, Коего приняли: – как в самом **внутреннем человеке** нашем, который восприемлет Духа, (да даст) **вселится Христу чрез веру** и истину и любовь Его, изливающуюся **в сердцах ваших**, так чтобы тверд был корень ваш, основание, то есть веры вашей. **Да возможете понять со всеми святыми** и узнать, **что есть высота и глубина, долгота и широта**, в чем, как мы прежде сказали вам, состоит совершение сего таинства, – **и** (чтобы знать) каково (есть) **превосходство знания любви Христовой**, явленной нам, **дабы вы исполнились всею полнотою Божиею. Ему, Который может выше всего**, что соделал нам, **сделать** нам не так, как просим, но **гораздо более** чем **просим и помышляем, по** сокровенной **силе Своей, которая действует в нас, Ему слава во Иисусе Христе от церкви во всех родах во веки веков. Аминь**. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Прп. Иустин Попович ===== **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава** Страдать ради такого Бога и Спасителя – это радость и **слава** для человеческого существа. Быть **в скорбях ради** Него, быть и в оковах ради Него – это благовестие для человеческой природы, благовестие и спасение. Радостный свидетель этого для нас – святой апостол Павел. Какие только муки он не претерпел с радостью за чудного Господа Иисуса! А какие за тех, кого он приводил к вере в чудесного Господа Иисуса! Вот и ефесским христианам он пишет: **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава**, ибо все это ради вашего спасения, а в спасении обожение, а в обожении вся **слава** человеческого существа, бессмертная, бесконечная и вечная. //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава** **Посему**, говорит. Почему же? Потому что велика тайна вашего звания и великое дело мне вверено, именно проповедь к вам, и необходимо мне подвергнуться узам и терпеть зло от непонимающих тайну и сопротивляющихся ей; посему умоляю вас, не унывайте, то есть не страшитесь и не смущайтесь, как будто происходит что-то странное. Ибо слава ваша в том более и состоит, что Бог так возлюбил вас, что не только Сына Своего отдал за вас, но и нас, рабов Своих, ради вашей пользы подверг опасностям и узам. Если же мои скорби служат к вашей славе, то гораздо больше вы прославитесь чрез собственные скорби. Посему, даже если бы и сами вы подверглись скорбям, не падайте духом. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава** Многие из тех, кто последовал за Павлом, могли начать тяготиться верой, услышав, что самому Павлу пришлось претерпеть скорби... Поэтому он говорит: «Ради того, что было мною открыто вам, **прошу вас не унывать при моих скорбях**. Скорби же эти несу не по моим заслугам и не по моей вине, а потому, что вы не тверды в вере, или страшитесь, или обращаетесь к каким-то чуждым учениям. Поэтому я и терплю скорби, желая призвать вас к дисциплине и надлежащему исполнению должного, дабы вы не отступались от Христа, ничего не добавляли к учению Христа и уповали на одного лишь Христа. Ибо в этом **ваша слава**»... //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава** **Посему**, т. е. в виду всего вышесказанного о величии христианства и в частности о великой тайне призвания язычников. – **Прошу не унывать...** Не скорбеть должны Ефесяне, слыша о страданиях Ап. Павла в Риме, а гордиться тем, что из-за них Ап. пошел на эти страдания. Последние говорят о том, что Ап. вполне убежден в истине своей проповеди, с какою он обращался к язычникам. Если бы он не имел уверенности в том, что язычники действительно имеют право и возможность войти в царство Христово, то он не стал бы им это возвещать, навлекая этим на себя преследования своих врагов. //**Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// [<10>]