[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:17 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **верою вселиться Христу в сердца ваши** См. Толкование на [[new:ef:03:16#svt_ioann_zlatoust|Еф. 3:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **вселитися Христу верою в сердца ваша; в любви вкоренены и основаны** Вселение Христа в сердце современно утверждению во внутреннем человеке. Вместе они начинаются, вместе увеличиваются, вместе являются в совершенстве. Можно так понимать: //утвердитися во внутреннем человеке//, то есть **вселитися Христу в сердца ваша**. Но как внутренняя жизнь имеет свои стороны, то можно их усматривать и в этих изречениях. Утверждение во внутреннем человеке есть приготовление жилища в нас Христу Господу. Когда утверждается кто во внутреннем человеке, то бывает как бы, что хозяин дома все прибрал и привел в порядок, все очистил, освятил, ароматами надушил и ждет гостя. И Господу охотно прийти к такому, и хозяину радостно и способно сретить и принять Господа. Ибо утвердившийся внутрь есть тот, кто, возобладав над собою, страсти преодолел и изгнал, и во всякой добродетели утвердился. О таком и Сам Господь говорит: //имеяй заповеди Моя, и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам// [[new:in:14:21|(Ин. 14, 21)]]. И несколько ниже: //аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим// [[new:in:14:23|(23)]]. «Из сих слов уразумей, — говорит святой Златоуст, − каким образом Христос обитает в сердцах». Блаженный Феофилакт пишет: «Желает им не только утвердитися, но и того, что больше и выше сего − **вселитися Христу** во внутреннем их человеке, то есть в сердцах их, вселитися не поверхностно, но в глубине (сердца). Двух благ им желает − утвердитися Духом и вселитися Христу в сердцах их; или желает им утвердитися, чтобы способными соделаться, да возобитает Христос во внутреннем их человеке», «да будут храмом Божиим», − дополняет Экумений. Слова: //во внутреннем человеке//, и: **в сердца** показывают глубокое вселение, как бы сращение. И Сам Господь общение Свое с верующими уподобляет сращению ветвей с деревами виноградными, выводя из сего сравнения, что никто не может ни жить истинно, ни плода истинного творить, если не будет таким образом соединен с Ним. Почему прилагает: //будите во Мне, и Аз в вас// [[new:in:15:01|(Ин. 15, 1-8)]], Се закон жизни о Христе Иисусе, Как только крестится кто, уже во Христа облекается [[new:gal:03:27|(Гал, 3, 27)]]. В крещении благодать Святого Духа возрождает к новой жизни, но сия новая жизнь бывает только под тем условием, //аще кто во Христе// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5, 17)]]. В то время, как благодать Духа восставляет дух наш, происходит сочетание его со Христом и Христа с ним, Вселение Христа и есть утверждение во внутреннем человеке. Дух наш Христом оживает, Христом живет и дышит. Возьмем несколько выше и увидим, что Апостол молится, да благоволит Отец утвердить ефесян Духом Святым во внутреннем человеке, да вселится в них и Христос. Три Лица Пресвятой Троицы нераздельно действуют во спасение всех и каждого. И коринфянам свои благожелания Апостол выразил тоже от Пресвятой Троицы, говоря: //благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа буди со всеми вами// [[new:2kor:13:13|(2 Кор. 13, 13)]]. То же видим у Апостола Петра, который рассеянным всюду иудеям благожелает, да благодать и мир в них умножатся, //по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы// [[new:1pet:01:02|(1 Пет. 1, 2)]]. Жизнь духовная у всех по благоволению Отца, норма ее — Христос Господь, производитель − Дух Святой. Почему, моляся: //Отче наш//, или: //Господи Иисусе Христе, Сыне Божий//, или: //Душе истины, прииди вселися в ны...// да не разделяем в духе своем единодейственность Божества, но единое дело спасения да возносим к Единому в Троице Лиц Богу, Который, не разделен будучи естеством, нераздельно содевает спасение наше тройственностию единой спасающей благодати. Христос Господь вселяется в сердца верою, когда они в любви вкоренены и основаны. **Вселитися**, говорит, **Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани**. «Молюсь, говорит, чтобы и вам достигнуть того, да соделаются души ваши, по благости Духа, обителею спасшего вас Христа. Тут же показывает, что им должно привнесть от себя на устроение сего храма. Потребны, говорит, вера и любовь, чтобы вам процветать ими, как бы некиим основанием и корнем имея незыблемость» (Феодорит). Ибо «Христос Господь обитает только в сердцах верующих, которые утверждены и не колеблются в любви к Нему» (святой Златоуст), «не бывают разволакиваемы и увлекаемы то туда, то сюда» (Феофилакт). Заметить надобно, что слова: **в любви вкоренены и основани** − все наши толковники ставят наряду с верою условием ко вселению Христа в сердца, так что в следующих словах: //да возможете разумети//, разумение сие исходит из вселения Христа, а не из вкоренения в любви, как дают мысль те, которые речь сию располагают так: //да в любви вкоренены и основани возможете разумети//. Грамматический строй речи этим восстановляется, но проявления духовной жизни возмущаются и не в свойственной им стройности представляются. Святые отцы и не обратили на это (грамматический строй) внимания, а толковали слова сии так, как бы стояло: **вселитися Христу верою в сердца вас, в любви вкорененных и основанных**, как святой Златоуст и перефразировал. Вселяется Христос веры ради в тех, кои в любви вкоренены. Это то же, во всех посланиях святым Павлом возвещаемое, неотложное условие спасения — вера, любовию споспешествуема. Вера − начало, любовь − конец или вершина. Вера означает убеждение в истинах Евангелия такое, как уверены мы в своем бытии. Только такая вера прочна и тверда и твердую дает опору для жизни. Без такой веры жить то же, что по трясине идти или обуреваться волнами. Во всем − смятение, нестроение и страхи. Как в таком положении сделать что доброе и тем паче установиться в доброй жизни. Вера не вдруг становится такою крепкою, а с слабых начатков растет до мужа совершенна; но и с первых начатков она освещает весь путь жизни и указывает, что требуется от человека и как он того достигнуть может. Хотя все это в начале видно бывает так, как видит кто вещи при свете, о коем мы выражаемся: чуть брезжится, но все же видно и внятно. Видна бедность естества и пагуба грешности; видно богатство Христово и то, что никому нет запрета овладеть им. Это и вызывает решение обратиться и прилепиться ко Христу. Христос же Господь любообщителен. Лишь кто шаг сделает к Нему, как Он тут и всего Себя отдает приступающему. В таинстве крещения или покаяния благодатию Святого Духа производится сочетание Христа Господа с духом человека, который с сей минуты становится живо-действенным и самовластным, от благодати Христовой приемля силу к возобладанию над собою и всем, что есть в человеке и окрест его. Положив завет в сочетании со Христом в заповедях Его ходить и волю Отца небесного во всем творить, утвердившийся внутрь дух начинает все туда направлять и самовластно подчинять под сие иго все действия души, все потребности тела и все порядки внешней жизни, − отвергая все неправое и нудя себя на одно правое, чрез борьбу со всеми противностями, возникающими внутрь от страстей, в основе уже пораженных самоотвержением. Весь этот труд есть трудническое хождение в делах любви. Так устрояются внутри по началу и духу веры. Но дух жизни о Христе Иисусе не вдруг исполняет сердце. Уверовавший или покаявшийся идет прямо, но в начале только чрез самопринуждение и самопротивление. Биющая из сердца жизнь приходит после. Деятельная любовь приводит к любви чувства. И это уже есть любовь укорененная и основанная. Естество человеческое, яко Богоподобное, любительно. Чрез падение прившедший эгоизм охладил его. В начальном самоотвержении отбрасывается эгоизм: последующий за тем труд борения со страстьми, исшедшими из эгоизма, и современный тому труд доброделания, утверждающий Доброту сердца, испаряют эгоизм со страстьми. Степени испарения его суть степени согреяния сердца теплотою любви. В конце сего − горение сердца любовию всеобъемлющею, какова Божеская любовь. И вот любовь укорененная и основанная! Жизнию, не отпадающею от Христа, и вера растет, и любовь растет. Вместе с их ростом углубляется и общение со Христом, или вселение Христа в сердце. Зрелость веры и любви и полнота вселения Христова в сердце современны. Но общение души со Христом и Христа с душою начинается с первых моментов, в акте освящения таинствами. Начавшись, оно и пребывает, но бывает сокровенно и для других, и для самого верующего: когда-когда проявится. По очищении же сердца оно явным становится для всех. Тут и дары благодатные открываются. − И вот этого-то именно желает святой Павел ефесянам. Имеете, говорит как бы он, благоволение Отца, благодать Святого Духа, вселение Христово, — приложите свою веру и труд любви. Когда приведете в любовь чувства, или когда вкоренится в вас любовь, тогда проявится в вас полнота вселения Христа, − Он исполнит вас, как огонь преисполняет железо. И все узрят живущего в вас Христа. Этого желаю вам; об этом, преклоняя колена, молюсь ко Отцу Небесному. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **верою вселиться Христу в сердца ваши** См. Толкование на [[new:ef:03:13#prp_efrem_sirin|Еф. 3:13]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **верою вселиться Христу в сердца ваши** См. Толкование на [[new:ef:03:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 3:16]] ===== Амвросиаст ===== **верою вселиться Христу в сердца ваши** Павел молится о том, чтобы они окрепли и не сомневались, но верили, что Христос пребывает в них, если даже они не видят Его глазами своими. Он молится, чтобы данный им Дух − дар Божий - внушил им уверенность, что Христос жив и Он − Сын Божий и через веру живет в сердцах наших, − так что когда мы в сердцах наших имеем веру в Него, то мы имеем Его Самого. Польза от этого в том, что растет наша уверенность в Его помощи, в том, что Он не оставит нас, но будет всегда рядом, видя в нас нашу веру в Него. Дар же Духа, который в то же время есть и дар Бога Отца, дарован нам, чтобы нас сохранить, если мы послушны, и открыть тайное. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **верою вселиться Христу в сердца ваши** **Верою вселиться**, т. е. чтобы, когда вы внутренне окрепнете, Христос вселился в вас на постоянное пребывание (κατοικῆσαι). Для этого однако требуется крепкая вера во Христа. См. также Толкование на [[new:ef:03:14#lopuxin_ap|Еф. 3:14]] [<10>]