[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:20 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем** Хорошо сказал: "**силою**", потому что силе свойственно получать то, чего мы никогда и не ожидали. А что (Бог) делает для нас более, чем мы "**просим или помышляем**", это видно из написанного самим (апостолом). Я, говорит он, молюсь; а Он и без моей молитвы сделает больше наших прошений, − и не просто только больше или обильнее, но "**несравненно больше всего**", − выражение, которое показывает особенную великость дара. Откуда же это видно? Из силы, говорит, действуемой в нас, – потому что мы никогда этого не просили и не ожидали. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 20-21 **Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, Тому слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь** «Догматическое слово свое заключает Апостол славословием» (Феодорит). «Я, говорит, молюсь, а Он и без моей молитвы сделает больше наших прошений, − и не просто только больше или обильнее, но **по преизбыточествию** − выражение, которое показывает особенную великость дара» (святой Златоуст). «Песнословлю Его, потому что и может, и хочет, и дарует более того, нежели сколько просим» (Феодорит). Святому Павлу обычно, среди течения речи, восторгаться к молитве и славословию. Ибо он жил тем, о чем писал: все то носил в сердце своем; от избытка же сердца уста говорят славословие. Пред этим выразил Апостол желание, да исполнятся ефесяне //во всякое исполнение Божие//. Эта полнота Божия, или полнота благ, от Бога нисходящих к нам о Христе Иисусе, отчасти изображена Апостолом в послании, отчасти выражена им и в сей молитве, отчасти, конечно, знали и понимали ее и ефесяне. Апостол говорит теперь: о чем я вам писал, о чем молился и молюсь, что сами вы постигаете и ищете, все это велико, но совсем не исчерпывает сокровищницы благ, чрез Господа Иисуса Христа нам даруемых. Их больше несравненно, чем мы можем постигнуть и просить. И их все может изливать Господь на всякого, на кого Ему благоугодно. То, что уже излито, вы испытываете сами, видите во мне, слышите действуемым в других Апостолах. Видите, как оно действует? − Неведомо как приходит сила и являет действие или в душе только, − просвещая и очищая, или и вовне, − чудодействуя. Не от нас это: Божий дар! И меры сему положить нельзя. Если б мерить сие нашею вместимостию, можно бы еще и меру определять. Но как мера сему есть Божия беспредельная благость и вседейственность, то кто положит сему меру и границу? − Безмерна сокровищница Божия, и Он готов всю ее испразднить на нас. При такой мысли мог ли Апостол не воззвать: Тому слава! **Паче вся** − надо бы: паче всего; − что с **по преизбыточествию** выражает: несравненно больше всего, что просим и разумеем. **По силе действуемей в нас** − выражают основание, почему так говорит Апостол. Он как бы отвечает на вопрос: «откуда же это видно (что Бог так может делать для нас)? — Из силы, говорит, действуемой в нас, ибо мы сего никогда не просили и не ожидали» (святой Златоуст). В нас, в ком это? − Или преимущественно в Апостолах, или во всех верующих в Церкви, чтобы сказать: христианство − вера во Христа многое дала и дает всем, а что может еще дать, тому и меры нет. В другом месте говорит Апостол: //вся ваша// [[new:1kor:03:21|(1 Кор. 3, 21-22)]]. Имея сие в мысли, Апостол восторгается к славословию, говоря: **Тому слава**! «Хорошо сделал Апостол, что заключил свое слово молитвою и славословием, ибо должно прославлять и благословлять Даровавшего нам такие блага» (святой Златоуст). Слава Богу! − воззвание, которое само собою исходит из сердца, когда ум начнет входить хотя в малое начальное постижение Божественных свойств и действий, и особенно благодетельных отношений Бога к нам. Слава и благодарение вместе сходятся, а под ними созревает, или согревается и прошение. В этом все существо наших к Богу отношений, которые всегда и выражаются во всякой молитве, когда она идет надлежащим образом. И в естественной религии то же бывает. Отличие этого проявления духовной жизни в христианстве состоит в том, что оно здесь бывает **в Церкви и о Христе Иисусе**. В Церкви: ибо и все блага ею приемлются, ею сознаются и определяются, и ею всем членам сообщаются. От нее в один голос идет и слава Богу. Как выше показал Апостол (в словах: //разумети со всеми святыми//), что особняк в познавании не терпим пред Богом, так теперь показывает, что не терпим пред Ним и особняк в молитве и славословии. Славословь Бога устами Церкви или со всею Церковию и когда один молишься. Мы выражаем это, приближаясь к Богу молитвами Пресвятой Богородицы, сонма Ангелов и всех святых. **О Христе Иисусе**: ибо все, что имеем и что можем иметь, имеем и можем иметь только чрез Господа Иисуса Христа, чрез веру в Него и чрез живой союз с Ним, по коему все Его на нас нисходит. Чрез Него же обратно и славословие должно восходить к Богу. Только в таком виде оно приятно Богу, как и все мы приятны Ему только ради Его, ради того, что в Него облекаемся. Он − глава, а уста, коими славословить можно, в голове находятся. Святой Златоуст и замечает: «Достойно удивления также и то, что за дары, полученные нами от Бога, славит (Апостол Бога) о Христе Иисусе». Феофилакт прибавляет: «Не просто говорит **Тому слава**, но и **во Христе Иисусе**, то есть чрез Христа Иисуса. Ибо воистину никто не может достойно славословить Бога, если не благодатию и силою Христовою. Он и возбуждает нас к славословию, и научает, как совершить сие достодолжно». Слова: **во вся роды века веков** выражают непрерывность славословия. Род за родом будут сменяться в течении времени, век за веком будут проходить, а то великое дело Божие, которое во Христе Иисусе совершено, и представляется и содержится Церковию, пребудет неизменно, обогащая род наш все большими и большими дарами небесными, и всегда будет подвигать уста к славословию. Слава Богу немолчно и воздается в Церкви. Она только и может воздавать ее с указанною Апостолом непрерывностию. − **Тому слава во вся роды** или да будет, или будет. Первым возлагается и на нас обязанность славословить Бога за дело спасения (Феодорит), а вторым сказывается, что если всегда будет слава Богу в Церкви, то и Церковь всегда будет, или: Церковь всегда будет, всегда будет и слава Богу. Святой Златоуст говорит: «Весьма кстати сказано и это: **слава в Церкви**, ибо известно, что Церковь будет существовать всегда; а так как она всегда пребывает, то Апостол хочет, чтобы и мы прославляли Бога до скончания мира, что и объяснил он, сказавши: **во вся роды века**». Прекрасно перефразированы эти два последние стиха догматической части послания блаженным Иеронимом. Приводим его слова. «Этим показывает Апостол, что в прошении своем он ограничивается мерностию человека и просит того, что находит полезным для ефесян; но, по существу дела, Бог может даровать более, чем просят у Него, и благодеяниями Своими превысить надежды наши. Сами мы не знаем даже, о чем и как помолиться, и часто просим того, что не полезно нам. Блудник, например, просит здоровья, тогда как гораздо полезнее для него болеть и измождаться немощами, чтобы не иметь сил храм Христов делать удами блудницы. Мощен Бог подать не только больше того, что просим, но и более того, что разумеем. Бывает иногда, что мыслей своих мы не выражаем словом, но в молчаливом помышлении воздыханиями неизглаголанными, как говорит сей же Апостол, просим того, чего выразить не можем. Бог и это подает; подает Он и больше того, и все **по силе действуемей в нас**. Как ныне не по делам нашим и выше чаяния нашего подает Он нам много такого, о чем мы не дерзнули бы просить, так и другое многое может Он подать нам такое, о чем ум помыслить и чего слово выразить не может. Так благому Богу да будет **слава**: во-первых, **в Церкви**, которая чиста, не имеет скверны или порока, и сверх того одна может воспринимать славу Божию, потому что она есть тело Христово; во-вторых, **во Христе Иисусе**, в Коем обитает вся полнота Божества телесне и Коего членами суть все верующие в Него. Эта слава не ограничивается настоящим временем и последующими веками, но простирается на все роды и чрез века веков пребывает, растет и множится и оглашает всю бесконечную вечность». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем** См. Толкование на [[new:ef:03:13#prp_efrem_sirin|Еф. 3:13]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь** Я, говорит, прошу, но Он и больше, чем заключается в моей молитве, сделает. Ибо не только все, чего кто просит, но и больше Он может сделать, и **несравненно больше**, то есть щедро и с избытком. И вдвойне избыток указывает: **несравненно** и **больше**. Ибо возможно сделать и более просимого, но не несравненно, что значит щедро и с избытком. Но Бог может и то, и другое. Как Он и действительно возмог и совершил в нас великое и необычайное, усыновив враждебных Ему язычников, так что уже из того, что Он совершил для нас, ясно и то, что сказано. И справедливо заканчивает речь славословием, прославляя благодетеля и вместе с тем показывая величие совершенного для нас. Ибо не удивлялся бы, если бы не даровал Бог столько, сколько нужно для возбуждения удивления и прославления. Не просто также говорит: **Тому слава**, но **во Христе Иисусе**. Ибо подлинно никто не может и прославить Бога, как только благодатью и силой Христовой. Ибо Он подает нам дар прославления и научает, как сие совершить. **В Церкви** слава Божия, и справедливо: потому что она пребывает непрестанно и //врата ада не одолеют ее// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Посему и славословие это будет вечно. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== Ст. 20-21 **А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь** Мы молимся за вас, что вы так поступали и так уразумели. **А Тому, Кто... может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому слава** [[new:ef:03:20|(Еф 3:20-21)]]. Но Тот, кто может несравненно больше, может это **действующей в нас силою** − силою Бога и Христа, Господа нашего. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем** Это Павел относит к лицу Отца, чтобы нам лучше знать, что нам полезно и о чем не следует просить; когда, что и сколько должно быть нам дано, − чтобы Сам Господь провидением и силою Своей позаботился о верующих в Него. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь** Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания - изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. - **Действующею в нас силою** - правильнее: "сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах". Что сделано этою силою − об этом у Апостола можно читать выше, напр. во [[new:ef:02:start|II гл]]. с 1-го по 10-й стих. − **В Церкви во Христе Иисусе**. Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе − побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. − **Во все роды** - в последующие поколения. − **От века** и **до века** − точнее: "века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность" (проф. Богдашевский). Это − определение к выражению "**во все роды**". См. также Толкование на [[new:ef:03:14#lopuxin_ap|Еф. 3:14]] [<10>]