[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:7 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова** **"Каждому же из нас дана благодать"**. Для чего же, говорят, и почему дарования различны? Это именно всегда приводило, как их самих (ефесян), так и коринфян и многих других, то к гордости, то к малодушию и зависти. Потому-то (апостол) и указывает нам везде на пример тела. Потому и теперь он предложил этот (пример), что хотел говорить о различных дарованиях. Впрочем подробнее он исследует это в послании к Коринфянам, так как там особенно господствовал этот недуг. А здесь он теперь сделал на это только намек, – и смотри, что он говорит. Не сказал – по вере каждого, – чтобы не повергнуть в печаль тех, которые не получили великих (даров); но – что? **"По мере дара Христова"**. Что, говорит, всего главнее, то общее всем, как-то: крещение, спасение через веру, (право) иметь Бога Отцом и всем иметь причастие в Том же Духе. Если же иной имеет нечто большее в (своем) даровании, то ты этим не огорчайся, потому что и трудов у него больше; помни и то, что с получившего пять талантов пять и взыскано было, а тот, кто получил два, два и принес, и отнюдь не получил за то воздаяния меньше первого. Потому и здесь от того же доказательства он заимствует утешение для слушателя: //"К совершению"//, – говорит, –// "святых, на дело служения, для созидания Тела Христова"// [[new:ef:04:12|(Еф. 4:12)]]. Потому и сам он говорил: //"горе мне"//, – как и всякому, кто получил дар апостольства, – //"если не благовествую!"// [[new:1kor:09:16|(1 Кор. 9:16)]]. Но потому и горе ему, что он получил; а ты свободен от подобной опасности. **"В меру"**. Что такое – **"в меру"**? То есть, не за наши заслуги, так как (за заслуги) никто не получил бы того, что получил; но все мы (что получили, то) получили как дар. Для чего же один (получил) больше, а другой – меньше? Это, говорит он, не имеет никакого значения, но дело безразличное: каждый (из получивших) способствует к созиданию. И потому показывает, что не ради собственного достоинства один получил больше, а другой меньше, но – для других, сколько кому сам (Христос) распределил. Так и в другом месте он говорит: //"Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно"// [[new:1kor:12:18|(1 Кор. 12:18)]]. И не говорит о причине (такого распределения), чтобы не смутить мысли слушателей. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова** Как в теле разные члены и всякий член свое особое имеет назначение, исполняя которое работает на все тело, так и в теле Церкви, коей глава — Христос Господь. Но в естественном теле голова не производит членов и не раздает им назначение, а в теле Церкви Господь Иисус Христос, глава его, есть и производитель его, производитель и каждого члена. Каждый член от Него получает духовное бытие; от Него же назначается ему место в теле Церкви и дается дар благодати на служение Ему. Вот о сем-то и поминает здесь Апостол. Всякий получил от Господа благодать и дар Святого Духа в той мере, в какой угодно было Господу. Служи тем другим, — и будешь находиться в живом и деятельном со всеми общении. Такова, думается, цель, с которою говорит сии слова здесь святой Павел, так как и впереди говорил он все о теле, вслед за сим будет говорить о теле же, и именно с той стороны, как оно созидается стройным взаимодействием всех членов [[new:ef:04:15|(15]], [[new:ef:04:16|16)]]. То, что обще всем должно быть, чем условливается самая жизнь христианская, как то: принадлежание телу Церкви, вера, упование, крещение, то, чтоб иметь Бога Отцем и Господа — главою своею, то все одинаково имеют. Но эта одинаковость не производит совершенного во всех равенства и не уничтожает различий. Каждый все имеет, что и другой, но в разной степени, и сверх того всякий особую получает благодать и дар. Под условием такой разности, и при сей разности взаимодействия и общения, и устрояется едино многосоставное тело, стройно сочетанное. Совершенное равенство не даст составиться телу, //ибо, если бы все были один уд, где тело? Ныне же мнози убо удове, тело же едино// [[new:1kor:12:19|(1 Кор. 12, 19]] — [[new:1kor:12:20|20)]]. Но разная благодать и разное дарование всякому дается не для него самого, а для тела Церкви. Потому иметь в этом повод к тому, чтобы особиться от других или выситься над ними, когда дар больше, или завидовать им, когда он меньше, совершенно бессмысленно. Святой Златоуст говорит: «Что один получил больше, а другой меньше, это не имеет никакого значения, но дело безразличное, ибо каждый из получивших способствует к созиданию. Не ради собственного достоинства один получил больше, а другой меньше, но для других, сколько кому Сам Христос распределил. Так и в другом месте говорит: //положи Бог уды, единаго коегождо их в телеси, якоже изволи// [[new:1kor:12:18|(1 Кор. 12, 18)]]. Если иной имеет нечто большее в своем даровании, то ты этим не огорчайся, потому что и трудов у него более. Помни и то, что с получившего пять талантов и (прибыли) взыскано было пять, а тот, кто получил два, два и (прибыли) принес и, однако ж, не получил за то воздаяний меньше первого. Апостол говорит о себе: горе мне, как и всякому, кто получил дар Апостольства, //аще не благовествую// [[new:1kor:09:16|(1 Кор. 9, 16)]]. Но потому и горе ему, что он получил, а ты свободен от подобной опасности». Подобно сему рассуждает и Экумений: «Каждому дана благодать, то есть дар Святого Духа, по мере дарования Христова. Апостол говорит как бы: если Он (Христос) отмерил, то, конечно, отмерил хорошо, так, как для тебя благопотребно и полезно. И если все есть дар, то за то, что получил, благодари, а чего не получил, тому не завидуй, ибо и то дар. Раздаятель и Дарователь знает, как лучше и полезнее: так и сделал». Когда дается сей особый каждому дар? — В таинстве миропомазания. В сем таинстве и естественные способности получают печать благодатную, а некоторые из них восходят на такую высоту, до которой по естественному порядку взойти бы не могли, но особенность его та, что в нем дается дар на потребу Церкви. Совершитель всех таинств Господь есть. От Него и дар, в миропомазании всякому сообщаемый. Христианские общества, лишившие себя сего таинства, суть бездарные. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова** См. Толкование на [[new:ef:04:01#prp_efrem_sirin|Еф. 4:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова** Если все, как говоришь, общее, почему же один имеет больше дар, а другой меньше? Ибо это возбуждало в них, в коринфянах и многих других, зависть. Разрешая это, апостол говорит, что каждому дан дар в той мере, как определил Даровавший. Посему, так как это дар, будь доволен, потому что ты все-таки его получил, а не дан он тебе как нечто должное. А так как эту меру определил Бог, то не любопытствуй. Ибо если Бог определил, то, конечно, это сделал вполне соответственно. Итак, необходимое и без чего нельзя быть христианину — это обще для всех, а если кто-то имеет несколько больший дар, то ты не скорби, потому что и больший труд соединяется с ним, как об этом скажет впереди. И не сказал: по мере веры каждого, чтобы не предались малодушию те, которые имеют мало ее, но в хотении Дающего полагает меру, чтобы вовсе даже и не дерзали рассуждать. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова** Призывая к смиренномудрию, долготерпению и прочему, Павел объясняет это тем, что каждый страдающий должен быть великодушен, ибо **каждому из нас дана благодать по мере дара Христова**. Но так как разные дары даны разным людям, не следует ни завидовать, ни отрицать, ни огорчаться из-за того, что другой обладает даром, ни отказывать другому в том, что имеешь сам. Итак, если **дар Христов** дан каждому по мере благодати, мы все должны принимать друг друга с любовью, великодушно и терпеливо, //со всяким смиренномудрием и кротостью// [[new:ef:04:02|(Еф 4:2)]]. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова** Этот стих представляет возражение, которое предполагает со стороны некоторых читателей Апостол. "Единству членов Церкви - могли сказать ему - мешает то обстоятельство, что одному из одаренных благодатными дарованиями членов общины Ефесской дано одно - высшее - дарование, другому - низшее. Где же тут единство?" См. также Толкование на [[new:ef:04:01#lopuxin_ap|Еф. 4:1]] [<10>]