[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:12 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова** См. Толкование на [[new:ef:04:11#svt_ioann_zlatoust|Еф. 4:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Обязанности руководящих в Церкви лиц.// **к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова** Вот Богом назначенные занятия и дела предстоятелей церковных! Первое и главное — совершение святых. Святыми названы верующие (Экумений). Совершение их — выражено словом **καταρτισμος**, что значит приведение вещи в свойственный ей чин и строй, поставление ее в такое состояние, чтоб она была тем, чем ей следует быть по ее значению и цели. Прилагая сие значение к верующим, под совершением их должны будем видеть приведение их в строй и порядок и держание в нем, чтоб всякий на своем месте был и свое дело делал как должно. Это с внешней стороны. С внутренней же — настроение их умов и сердец, их мыслей, чувств, расположений и всей жизни — такое, какого требует христианство, или какое свойственно иметь тем, коих характерическая черта есть жизнь во Христе благодатию Святого Духа. Держание христиан в строе внешнем есть управление, должное настроение их во внутренней жизни есть назидание душевное, или попечение о спасении их. Кто ретив, направь, как лучше; кто ослаб, разбуди ревность; кто уклонился в сторону, возврати на должный путь; кто горем убивается, утешь и воодушеви; кто берется не за то, что ему пригоже, вразуми; поссорились, примири; обида произошла, рассуди право; бедность гнетет, устрой помощь; не понимают чего, разъясни; страсти кого одолевают, укажи, как справиться с ними. Так всегда, - когда словом, когда делом, когда строгостию, когда ласкою, когда один, когда сообща, - имея в виду одно, да будут все //совершенни и ни в чемже лишени// [[new:iak:01:04|(Иак. 1, 4)]]. Все сюда относящееся есть: при общем мире приведение всех к совершеннейшему познанию веры и соответственной вере жизни святой, чтобы всякий из управляемых и назидаемых ими //совершен будет, яко человек Божий, на всякое дело благое уготован// (εξηρτισμενος — [[new:2tim:03:17|2 Тим. 3, 17]]). Для достижения сего: //проповедуй слово, настой благовремение и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением// [[new:2tim:04:02|(2 Тим. 4, 2)]]. Второй долг представителей Церкви есть — **дело служения**. Святой Павел Апостольские труды свои называет служением [[new:rim:11:13|(Рим. 11, 13]]; [[new:2kor:04:01|2 Кор. 4, 1]]; [[new:2kor:06:03|6, 3)]]. Но он, приходя в какое-либо место, обращал к вере, освящал таинствами, учреждал порядки собраний общих или церковных, разъяснял все, относящееся к жизни христиан, рукополагал предстоятелей для ведения всех порядков и для ведения христиан к дальнейшему преспеянию, - и отходил в другое место. Продолжение Апостольского служения для всякой местной Церкви оставалось все на предстоятелях. Часть сего служения исполняли они, ведя святых к совершению, как уже сказано. Остаются — освящение таинствами, ведение церковных собраний так, чтобы здесь все было благообразно и по чину, возгревание у всех духа молитвенного, держание в умно-сердечном общении с Богом. И это есть то, что Апостол назвал в настоящем месте делом служения.— Оно обнимает все, что совершается в Церкви, все чины церковные — молитвенные, освятительные, совершительные (таинства). Это — сердце пастырских трудов. Слово, которым преимущественно действуют в исполнении прежде указанного долга, действует, правда, но если не закрепить его в сердце силою Божиею, действие его испарится, и душа опять пуста. Сеемое словом срастворяется с душою благодатию таинств и далее развивается молитвенными чинами Церкви. Искра, брошенная словом, внедряется благодатию таинства (занимается, как говорят обычно об огне), а раздувается в пламень молитвою. Благодать созидает. Следовательно, дело служения в показанном смысле должно занимать наибольшую часть забот и попечений пастырских, как оно и есть в Православной Церкви. Веди, пастырь, эту часть боголепно, — и увидишь дивные плоды своего пастырства: невидимое, таинственное пасение паствы. Последний долг пастырей назвал **созиданием тела Христова**. Тело Христово есть Церковь — вселенская, единая. Ее созидали и создали Апостолы. Как? — Обращали лица и общества и прилагали их к общей целости верующих: Церковь росла, как растет здание, когда в нем слой за слоем налагают новыми камнями. У Апостола стоит здесь слово **οικοδομη** — не внутреннее устроение дома — экономия, а здание его, строение. В отношении к Церкви — это приложение новых верующих, распространение веры, расширение пределов Церкви. Как делали это Апостолы — очевидно, но как могут и должны исполнять сие предстоятели каждой частной Церкви? — Благоустроение своей малой Церкви они совершают, ведя к совершению святых и исправляя дело служения; но это есть не всего тела Церкви созидание, а — малейшего члена ее. Апостол же возлагает на них долг созидать и все тело Церкви, вместе с созиданием своей малой части ее. Это не могли и не могут они иначе исполнить, как приобретая новых верующих. А это как? — Освящая нарождающихся в среде христиан детей, обращая к вере живущих в той же местности иноверцев, — в том же сожительстве или окрест, предпринимая, когда молено, и дальнейшие обходы с проповедническою целию или приготовляя из среды своих христиан, способных на сие дело, и рассылая их, куда нужно. Из истории видно, что предстоятели церковные старались точно исполнять не первые только два долга, но и этот последний. Исполнялся он и в нашей Русской Церкви. Решительнее же приступлено к исполнению его в последнее время чрез учреждение Общества с сею целию — главного и епархиальных отделений его. Святые отцы и толковники наши церковные при изложении содержания сего стиха говорят вообще о служении во спасение душ. Святой Златоуст видит три дела в каждом от получивших особое служение и особые дары в Церкви: «Видишь ли, — каждый созидает, каждый устрояет, каждый служит». Святой Дамаскин пишет: «Дары сии к тому, чтобы освященные в вере направлялись к совершенству, при служении обществу получивших дары сии». У Экумения так говорится, что особые в Церкви учреждены лица с особыми дарами «к совершению, то есть к окончательному преслеянию святых, или, что то же, верных, - на то, чтобы служить в Церкви и созидать ее». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова** См. Толкование на [[new:ef:04:01#prp_efrem_sirin|Еф. 4:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова** Видишь ли, какое достоинство? Каждый говорит, совершает, каждый служит делу созидания Тела Христова, или Церкви. Зачем же ты скорбишь, как получивший меньший дар? Даже ведь и ты содействуешь **совершению святых**, то есть пользе верующих и их усовершенствованию. Итак, смотри, получив дар к созиданию других, из зависти к большим дарам не погуби самого себя. Притом, если к усовершенствованию верующих другой и получил больший дар, пойми, что и больший труд и служение соединяется с ним, и больше посему ответственность. А с другой стороны, не сатанинское ли свойство — завидовать тому, кто совершает и созидает Тело Христово? Богопротивнику ведь это прилично. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова** Павел говорит, что церковный порядок так устроен, чтобы род людской исповедовал единство, в котором все были бы во Христе, имея Христа, т.е. источник жизни, своим Главою. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова** **К совершению святых**, т. е. означенные служения Христос установил в Церкви для того, чтобы святые, т. е. христиане, могли, с их помощью, достигать предначертанного для них высокого нравственного совершенства. - **На дело служения**. Эта цель достигается **делом служения**, т. е., чрез деятельность вышеозначенных лиц, которая называется "служением" в противовес стремлением некоторых сделать из своей должности нечто порабощающее волю пасомых [[new:1pet:05:03|(ср. 1Пет. V:3)]]. - **Для созидания Тела Христова**. Под //созиданием Тела Христова или Церкви// [[new:ef:02:22|(см. II:22)]] нужно разуметь не только внешнее приращение Церкви, посредством обращения к вере во Христа новых лиц, но и внутреннее укрепление ее. См. также Толкование на [[new:ef:04:01#lopuxin_ap|Еф. 4:1]] [<10>]