[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:19 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью** См. Толкование на [[new:ef:04:17#svt_ioann_zlatoust|Еф. 4:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже в нечаяние вложшеся предаша себе студодеянию в делание всякия нечистоты в лихоимании** **В нечаяние вложшеся** — по-гречески у святых отцов выражается таким словом, которое означает ожесточение в худом — крайний предел нерадения и беспечности о добре. «**B нечаяние вложшеся** — **απηλγηκοτες**, то есть совсем разленившись, не хотя делать ничего доброго, потерявши всякий страх и сокрушение, как бы обуморенные» (Феофилакт). Замерло всякое чувство — и нравственное, и религиозное. //Уты, утолсте, расшире, и забы Бога// [[old:vtor:32:15|(Втор. 32, 15)]]. //Несть страха Божия пред очима его// [[old:ps:035:02|(Пс. 35, 2)]]. //Рече безумен в сердце своем: несть Бог// — и предался всякому разврату вместе с другими: //растлеша и омерзишася в начинаниих// [[old:ps:013:01|(Пс. 13, 1)]]. Святой Златоуст говорит: «Сердце окаменевает, когда никакой страх не тревожит души. Это происходит от бесчувственности. Когда какой член в теле делается бесчувственным, то хотя бы ты стал жечь его или резать, — что бы ты ни делал с ним, он ничего не чувствует. Так и они — язычники — после того, как раз навсегда впали в беспечность, что им ни говори, грози им огнем или мечом, - на них ничто не подействует, ничто не убедит их. Ибо у них раз навсегда омертвело сердце. И пока ты не уничтожишь в нем этого бесчувствия, пока твое прикосновение к нему не будет так же ощутительно, как к здоровым членам, до тех пор все твои усилия будут тщетны». Пришедши в такое состояние, **предаша себе студодеянию в делание всякой нечистоты**.— Предались всяким способам удовлетворения плотской похоти. Две противоположности в нас — дух и плоть. Когда дух замрет, свирепеет плоть. Человек предается всякого рода чувственным удовольствиям и сластям. «Страдали сперва беззаконием, потом, поползнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностию. Потом небоязненно уже отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь растленной жизни» (Феодорит). Святой Златоуст говорит: «Жизнь их была такою по их собственной беспечности и нерадению. **Предаша себе**, говорит. Итак, когда ты услышишь, что //предаде их Бог в неискусен ум// [[new:rim:01:28|(Рим. 1, 28)]], то припомни и настоящее изречение, что они сами **предаша себе**. Как же предал их Бог, когда они сами предали себя? Если же они сами предали себя, то как предал их Бог? — Тебе кажется, что здесь есть противоречие. Но слово //предаде// значит //попустил//. — **В делание нечистоты** предали себя. Видишь ли, как Апостол лишает их извинения, сказавши о делании нечистоты? Не по стороннему увлечению, говорит, грешили они, но совершали все эти преступные действия, заботясь сами о вымышлении их. **Во всякой нечистоте** (и жили). Нечистота — это всякое любодеяние, блуд, сладострастная любовь к отрокам и всякое невоздержание.— У них, говорит, такой образ жизни обратился как бы в правило». Слово **в лихоимании** одни понимают так, что при нечистых делах предавались и страсти к стяжаниям, которая в мирской суетной жизни не менее первой сильна. Святой Дамаскин пишет: «Любоимание есть необходимое последствие плотолюбия. Желают стяжаний, чтобы было что иждивать на удовольствия». Другие под этим словом разумеют жажду все больших и больших удовольствий — ненасытимость плотоугодия. «**Лихоиманием** назвал Апостол незнание меры» (Феодорит). По ходу речи у него это есть — незнание меры в плотоугодии. — Но у святого Златоуста видна мысль — незнания меры ни в чем, ни в стяжании денег, ни в изнеженной жизни. «Можно бы, говорит, им пользоваться умеренно и деньгами, и удовольствиями, и всякими утехами. Но как они не соблюли в этом умеренности, то и испортили все». Та же мысль у Феофилакта. — Экумений же пишет: «Говорит: **в лихоимании**, в означение того, что они предавали себя двум страстям: студодеянию и любоиманию, которые более других страстей выдаются в грешной жизни и заправляют ею; — или того, что они предавались студодеянию и нечистоте чрезмерно и жадно». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью** См. Толкование на [[new:ef:04:17#prp_efrem_sirin|Еф. 4:17]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью** Не видишь ли, что по доброй воле они сделались столь бесчувственными? **Дойдя до бесчувствия**, то есть совсем разленившись, не желая делать ничего доброго, дойдя до полной бесчувственности и как бы обезумев, **предались распутству**. Для чего же? Чтобы совершать нечистоту, потому что ее (нечистоту) поставили себе занятием и беспрестанным делом, и не один вид ее, но всякую. Как же после этого могли они не потерять чувствительности, предавшись всякого рода нечистоте? Ибо нечистая жизнь есть причина и лукавого учения и приводит к непониманию всего хорошего. Поэтому, когда в другом месте услышишь, что Бог предал //превратному уму// [[new:rim:01:28|(Рим. 1:28)]], помни и эти слова и, сопоставляя то и другое, разумей, что Бог называется предающим тех, которые сами себя предают, то есть попустил и оставил их, так как они сами сделали себя достойными того. И даже выражением **с ненасытимостью** указывает на добровольную в них бесчувственность. Ибо, говорит, им можно было и деньгами, и удовольствиями пользоваться умеренно, а они, предавшись неумеренности, во всем огрубели и стали бесчувственными ко всему доброму. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью** Страдали сначала беззаконием, потом пресыщением, потому что, оскользнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностью. Потом безбоязненно отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь рас-тленной жизни. Ибо **ненасытимостью** апостол назвал незнание меры. Из этого уразумеем и сказанное в Послании к Римлянам: //предал их Бог превратному уму// [[new:rim:01:28|(Рим 1:28)]]. Ибо назвал так попущение. Здесь же Павел ясно показал, что они сами себя предали непотребству. //**Толкования на послания святого Павла (Еф 4:19).**// ===== Амвросиаст ===== **Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью** Здесь Павел показывает, что сердца язычников ожесточены отсутствием надежды на будущее воскресение. Будто не имея будущего, они теперешнюю жизнь оскверняют самыми постыдными делами и не желают подчиняться установлениям веры. Их стремление к услаждениям лишает их надежды на жизнь будущую, над которой они считают позволительным смеяться. Это служит им правом бесчестить себя, они стяжают чужое с ненасытной жадностью, словно после этого нет никакой жизни. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью** См. Толкование на [[new:ef:04:17#lopuxin_ap|Еф. 4:17]] [<10>]