[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:32 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас** Что пользы, скажи мне, если после того, как все сорняки будут вырваны, не будут посеяны полезные семена?.. Если земля будет оставаться праздною, то снова возрастит бесполезные травы. Труд опять послужит нам к такому же вреду, если останется незавершенным. Поэтому-то Павел, сильно о нас заботясь, дает нам заповеди не только об отсечении и удалении злых дел, но и побуждает в скором времени показать насаждение дел добрых. ---- Будьте, говорит Павел, склонны к прощению, потому что такая милость больше милостыни деньгами. Тот, кто прощает деньги сделавшему у него заем, делает прекрасное и достойное удивления дело. Но такая милость касается тела, хотя человек этот и приобретает себе воздаяние сокровищами духовными и относящимися к душе. Но тот, кто простил грехи, принес пользу душе - и своей собственной, и того, кто получил прощение, потому что таким образом он сделал более кротким не только себя, но и другого. ---- То, что прошло, имеет большую силу и представляется более дивным и вероятным, чем то, что имеет случиться. Потому-то и Павел делает увещание на основании того, что было, – так как оно имеет большую силу, по причине Христа. Сказать: отпусти, и отпустится тебе, и: если не отпущаете, не отпустится и вам, – такие слова много могут значить для людей любомудрых и верующих в будущее. Но Павел усовещивает не только этим (будущим), но и тем, что уже случилось, потому что (убеждаться) тем значит бегать наказания, а этим – быть причастником какого-либо блага. Подражай, говорит, Христу: этого одного достаточно для увещания к добродетели, т. е. для того, чтобы подражать Богу. Это убедительнее тех слов: //"Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных"// [[new:mf:05:45|(Μф. 5:45)]]. Он не просто сказал, чтобы мы подражали Богу, но выражает желание, чтобы в отношении к тому, чем мы наслаждаемся, мы выказывали друг к другу отеческое расположение. Расположением же этим называется милосердие и соболезнование. И так как людям невозможно не огорчать и не огорчаться, то он нашел другое лекарство – чтобы мы прощали друг другу: **"Прощайте"**, – говорит, – **"друг друга"**. Но в этом нет ничего похожего (на прощение Божье), потому что если ты кому простишь, то и он тебе простит, а Богу ты ничего простить не можешь. При том ты (прощаешь) сорабу, а Бог – рабу и врагу и ненавидящему Его. **"Как и Бог"**, – говорит, – **"во Христе простил вас"**. И эти слова весьма загадочны; впрочем, вот что он говорит. Не просто, говорит, без всякой опасности простил, но – с опасностью для Сына, потому что, для помилования тебя, принес в жертву Сына. А ты, хотя тебе и часто представляется безопасное и ничего нестоящее помилование, не делаешь его [по отношению к ближнему]. См. также Толкование на [[new:ef:04:31#svt_ioann_zlatoust|Еф. 4:31]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **бывайте же друг ко другу блази, милосерды, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам** Врачевство прописывает Апостол против сердитости, бранчивости и злобы. Вместо этих недобрых расположений имейте добрые. Вместо всякой горечи, по коей и сами огорчаетесь, и других огорчаете, будьте блази — χρηστοι, — сладки (блаженный Иероним), приятны, радушны; вместо всякой злобы будьте милосерды — απλαγχνοι — благосерды. Такого рода расположения не допустят до того, чтобы самому огорчиться кем и рассерчать на кого, а не только чтобы другого огорчить и рассердить. Радушие и благосердие поглощают все неприятности и вокруг распространяют сладостный, теплый мир. Но скажет кто: как же быть, когда у кого желчный характер! И рад бы покрывать все благосердием и кротостию, да не совладаешь с собою. Хорошо тому, у кого преобладают симпатические расположения, - а у кого преобладают чувства эгоистические, тому не обойтись без серчания, раздора и мстительности. — На это надо сказать, что в христианстве под действием благодати всякий дурной естественный нрав переделывается в добрый, когда кто возьмется за это усердно и с своей стороны употребит всякий над собою труд. Не сам собою он переделает себя, но переделает его благодать, действуя сокровенно под его собственным над собою трудом. В чем это усилие? — Прощать все другим наперекор своему неуступчивому нраву. Многократно повторенные опыты уступчивости и прощения, против воли, неохотно, приведут к охотному прощанию всего, а далее и к безобидливости, - к тому, чтобы и не огорчаться ничем. Чем воодушевляться на такое самопротивление? — Живым сознанием того, что сам безответно виноват был пред Богом и, однако ж, Он простил тебе все даром, ради Господа Иисуса Христа. «Переносите, говорит Апостол, недостатки друг друга и уподобляйтесь Богу всяческих, Который Владыкою Христом даровал нам оставление всего множества наших грехов» (Феодорит). Тут движущая сила есть чувство благодарности; но если припомнить к сему и притчу Спасителя о немилосердом заимодавце и вместе должнике, который за то, что, после того как сам получил оставление большого долга, не хотел простить своему должнику сравнительно очень малого, лишен всякой милости и брошен в темницу, то к чувству благодарности присоединится и страх, которые вместе сильны возбуждать всякий раз достаточно энергии к тому, чтоб не поддаваться немилостивости к тем, кои причиняют нам какое-либо огорчение или оказываются в чем-либо не в должных к нам отношениях. И Господь, начертывая образец молитвы всегдашней, вложил в нее: //остави, якоже и мы оставляем//, - чтобы всегдашнее сознание нужды получать оставление себе всегда располагало самих нас оставлять другим. Ибо кто не оставляет сам, тот против воли и в молитву вставляет: не остави, как не оставляю, - хотя бы читал ее и иначе. Итак, памятию о прощении нам неоплатных долгов во Христе Иисусе, — в крещении или покаянии, с соответственным размышлением принуждай себя прощать, и благодать Божия поможет тебе взойти в состояние не раздражаться ничем от сопротивных и все покрывать благосердием и кротостию. Берем опять речь святого Златоуста. Объяснивши пространно в начале, что для достижения Царствия недостаточно отстать от греха, но что должно еще стяжать и противоположную ему добродетель, говорит он далее: «Потому-то и блаженный Павел, отвлекая нас от неправды, ведет к добродетели, ибо что пользы, скажи мне, в том, если будут вырваны все терния, но не будут насеяны полезные семена? — Труд опять послужит нам к такому же вреду, если останется недовершенным. Потому-то и Павел, усильно заботясь о нас, дает нам заповеди не только об отсечении и удалении злых дел, но и побуждает в скором времени показать насаждение дел благих. Ибо, сказавши: //всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возмется от вас со всякою злобою//, он присовокупил: **бывайте же друг ко другу блази, милосерды, прощающе друг другу**, ибо это — навыки и расположения, и недостаточно удалиться от одного навыка, чтобы вместо него приобрести другой (противоположный), но нужно снова некоторое движение и стремление, не менее скорое, чем при удалении от злых дел, для того, чтобы стяжать дела добрые. Тот, кто не враг, не есть уже и полный друг: есть нечто среднее между враждою и дружбою, в каковых отношениях большая часть людей преимущественно и находится к нам. Тот, кто не плачет, еще не всегда смеется, но есть состояние среднее. Так и здесь, кто недосадителен, тот еще не совершенно добр, и кто не гневлив — не совершенно участлив. Но нужно еще новое старание, чтобы стяжать такое благо. И смотри, как по требованиям лучшего земледелия блаженный Павел очищает и возделывает землю, вверенную ему Землевладельцем: он выбросил гнилые семена, потом увещевает, чтобы приобрести растения надлежащие. **Будьте блази**, говорит он. Ибо, если после того, как терния вырваны, земля будет оставаться праздною, то снова возрастит бесполезные злаки. Апостол уничтожил гнев, — полагает доброту; уничтожил досаду, - полагает сострадательность; вырвал злобу и злоречие, — насадил помилование. Ибо слова: **прощающе друг другу** означают это. Будьте, говорит, склонны к прощению обид. Такая милость больше той, какая оказывается в делах денежных. Тот, кто прощает Деньги сделавшему у него заем, делает прекрасное и достойное удивления дело, но такая милость касается тела, хотя он и приемлет себе воздаяние сокровищами духовными и относящимися к душе. Но тот, кто простил грехи, принес пользу душе — и своей собственной, и того, кто получил прощение, потому что таким образом действий он сделал более кротким не только себя, но и его. Ибо не столько, преследуя обидевших, мы уязвляем их души, сколько, прощая их, приводим их в смущение и стыд. Между тем, поступая мстительно, мы не приносим пользы ни самим себе, ни им, а напротив, и им, и себе вредим. Итак, если хочешь мстить, мсти этим способом: воздавай добром за зло, чтобы сделать его (врага) должником и одержать дивную победу. Почему, думаешь ты, Господь наш Иисус Христос говорит: //аще кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую// [[new:mf:05:39|(Мф. 5, 39)]]? — Не потому ли, что чем более будет кто великодушен, то тем более и себе и ему приносит пользы? Итак, не будем злопамятны, но погасим гнев, чтобы сподобиться милости от Бога. Ибо //в нюже меру мерите//, говорит Он, //возмерится вам, и имже судом судите, судят вам// [[new:mf:07:02|(Мф. 7, 2)]]». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга** Так как недостаточно только удерживаться от зла для получения Царствия, но нужно и делать добро (ибо, если мы будем пренебрегать деланием добра, то попадаем в геенну, если даже и не сделаем зла, как это видно из многих мест в Евангелии [[new:mf:03:10|(Мф. 3:10)]], посему Павел, отвергая дурное, склоняет к деланию добра и говорит: **будьте добры**, в противоположность гневу, **сострадательны**, в противоположность жестокости, **прощайте друг другу**, то есть бывайте снисходительны и прощайте согрешающих против вас, в противополож­ность злобе и злословию. **как и Бог во Христе простил вас** Так как пример гораздо убедительнее, то он и представляет в образец Бога. Он мог даже указать на то, что Бог сказал: //прощайте, и прощены будете// [[new:lk:06:37|(Лк. 6:37)]], но так как многие сомневаются в будущем, то он указывает на то, что совершилось, говоря: **Бог простил нам**. Каким образом? **Во Христе**, то есть с опасностью для Сына Своего и даже закланием Его. Ты, может быть, прощаешь без опасности для тебя, а Он не так; ты прощаешь брату своему, а Он отпустил и простил тебе, когда ты был врагом. Заметь также, как он вместо того, чтобы сказать: прощайте друг другу, сказал: "себе самим" (так в церковнославянском переводе), показывая, что, когда мы прощаем (χαριζώμεθα) друг другу, этим самым и себе заслуживаем милость. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас** Апостол научает, чтобы мы, осудив всякое огорчение, ярость, гнев, вопли, злословие, бурное движение и некоторую жесткость лица, были милосердными и ласковыми и привлекали людей к близости с собою так, чтобы никто не страшился приближаться к нам. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас** Напротив, христиане должны быть по отношению друг к другу **добрыми**, т. е. вообще радушными, **сострадательными** там, где они встречаются с несчастными, и **прощать друг друга грехи**, помня, что и сами мы получили прощение от Бога чрез крестные заслуги Христа. См. также Толкование на [[new:ef:04:17#lopuxin_ap|Еф. 4:17]] [<10>]