[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** Не произноси слов ни шутливых, ни постыдных, и не приводи их в действие, и ты угасишь пламя. //"Не должны даже именоваться"//, – говорит, – //"у вас"//, то есть, чтобы отнюдь даже не казалось (будто это есть у вас). То же говорил он, и пиша к Коринфянам: //"Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние"// [[new:1kor:05:01|(1 Кор. 5:1)]], то есть, будьте все чисты, потому что слова ведут к делам. Потом, чтобы не показаться тяжелым и суровым, и пресекая наклонность к шуткам, присовокупил и причину, говоря: **"Не приличны вам"**, т. е. они нисколько (неприличны) для нас, **"а, напротив, благодарение"**. Что пользы сказать шутку? Только возбуждаешь ею смех. Скажи мне, сапожник возьмется ли за какое-нибудь дело, не принадлежащее к ремеслу его, или станет ли приобретать какой-нибудь [ненужный] инструмент? Никак, потому что чего мы не употребляем, то ничего для нас не стоит. Пусть не будет [меж вами] ни одного слова праздного, так как от одного празднословия можно перейти к неприличному. **//Беседы на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** Представляется, будто слово – непоследовательно самому себе, говоря, что святым не подобает сквернословие и смехотворство, а, напротив, – благодарение. На самом же деле, оно весьма последовательно самому себе. Потому что поскольку здесь //«святыми»// он называет освятившихся благодатию крещения во Христа, то это он говорит непосредственно относительно нас, которым он подвигся внушить, что мы прияли в дар таковую благодать не для иного чего, как для благодарения Даровавшего нам сей великий дар, и не просто даровавшего, но и давшего его как залог обетованного вечного наследия, если только путем делания добра мы до конца твердо сохраним этот залог. Посему Господь говорит в Евангелиях: //«Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша наслаждениями и печальми житейскими»// [[new:lk:21:34|(Лк.21:34)]]. //«Аще ли... речет злый раб... в сердцы своем: коснит господин мой приити; и начнет ссориться и быть небрежным к делам, «приидет господин раба того в день, воньже не чает, и в час, воньже не весть. И растешет его полма»// (т.е. отсечет от данной ему благодати), //«и часть его с лицемерами положит»// [[new:mf:24:48|(Мф.24:48–51)]], с лицемерствующими и называющимися «христианами», но, в действительности, – не христианами. **//Омилия 56, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение** И это все не должно иметь среди вас места. **Сквернословие** — **αισχροτης** — собственно срамотность, — срамные приемы, взгляды, движения, одежда, все поведение срамотное, или распущенность, свидетельствующая о нечистоте и к ней соблазняющая. Но, конечно, преимущественное проявление этой срамотности есть срамословие, — срамные речи, с которых и начинаются обычно срамные дела. **Буесловие** — **μωρολογια** — глупые, безумные, пустые речи. **Кощуны** — **ευτραπελια**, — страсть острить, шутить, смехотворить. **Яже неподобная**, надо перевесть: эти неподобности то есть тоже да не именуются в вас. — Не пристало нам так поступать. Обещали жить свято, со страхом Божиим содевая свое спасение. Как могут быть уместны у нас такие речи?! Богу себя посвятили, печатию Духа Святого запечатлены; когда же распускаем пустые, шутовские и срамные слова, скверня ими души других и воспеняя в них похотные мысли и движения, то святотатствуем, в Бога согрешаем. Это то же, что сосуд священный обращать на нечистое употребление. Вспомни всяк, какова была участь Валтасара! У всех святых подвижников находим указание, что пусторечие и смехотворство состоят в прямой связи с похотию. Кто смехотворит, сам находится в состоянии похотном, которое чрез пусторечие свое распространяет он и вокруг. Святой Златоуст и говорит: «Не произноси слов, ни шутливых, ни постыдных, — и ты угасишь пламя, ибо слова ведут к делам. Как там (выше, говоря против раздражительной страсти) уничтожил Апостол ссоры, поддерживающие гнев, так теперь отсекает сквернословие и шутки, ведущие к распутству». **Но паче благодарение**, то есть да выражается в слове и да слышится. Вот чем должна быть полна беседа христиан! Когда случится что особенно выдающееся из ряда, в обществе только и речей, что о том. Но что может быть выдающимся из ряда больше того, чем христиане стали христианами? Бог Сам преклонил небеса и сниде, чтоб нас возвесть на небеса; все мы уже к тому и призваны и живем на земле только за тем, чтоб получше приготовиться к жизни на небе, где уже ждут нас уготованные нам обители. Прими это на сердце, — и не найдешь охоты говорить о другом чем, как об этом, в чувствах благодарения за неизреченные милости Божии. Кто получил назначение — явиться во дворец, чтоб там служить и жить, только и думает, как бы поскорее все уладить для того житья, — и благодарностям его к царю и меры нет. И у него, и у знающих его только и речей, что о милостивом его назначении. И благодарят все царя. Точь-в-точь в таком положении и все мы, христиане. Очень естественно потому сказать, что из уст наших должно исходить преимущественно благодарение Богу Отцу и Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом, за спасение, нам даруемое и действующее в нас, если не мешаем ему своим неразумием. Никто не станет спорить с этим, равно и с тем, что неприлично срамословие и буесловие, но чтобы надлежало изгнать из христианских обществ шутки, острословие и смехи — это не всякий вмещает. Заметил это святой Златоуст и пространно обличает такое суждение и дело. Выпишем некоторые из его положений. «Что пользы сказать шутку? Только возбудим ею смех. Да не будет ни одного слова праздного, так как от празднословия можно перейти к разговору неприличному. Теперь время не увеселений, но плача, скорбей и рыданий. А ты шутишь! Какой боец, вышедши на арену, оставляет борьбу с противником и произносит шутки? Близ тебя диавол ходит вокруг, рыкая, чтобы поглотить тебя, все воздвигает и все обращает на твою голову, замышляет, как бы выгнать тебя из твоего убежища, скрежещет зубами, воет, раздувает огонь против твоего спасения, а ты сидишь и произносишь шутки, пустословишь и произносишь неприличные речи?! Можешь ли ты одолеть его? Мы забавляемся по-детски, возлюбленные! Христос распят на кресте из-за твоих злодеяний, а ты смеешься? Он потерпел заушения и столько пострадал из-за твоих бедствий и объявшей тебя бури, а ты веселишься? И разве не тем более ты этим Его оскорбляешь? Посмотрим, каков должен быть святой? — Он должен быть тихим, кротким, скорбящим, плачущим, сокрушенным. Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой, и такой — смешон. Это позволительно только играющим на сцене. Где срамота, там и шутки. Послушай, что говорит Пророк: //работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом// [[old:ps:002:11|(Пс. 2, 11)]]. Шутливость делает душу слабою, ленивою, вялою. Прекрасно, если душа трезвенна, — ее нельзя увлечь, а рассеянной кто не увлечет? Она будет обманута сама собою и не нужно ей будет козней и нападений диавола. Много зол гнездится в пристрастной до шуток душе, — большая рассеянность и пустота; расстроивается порядок, ослабляется благоустройство, исчезает страх, отступает благочестие. У тебя есть язык не для того, чтобы передразнивать других, а для того, чтобы благодарить Бога. Изгоним этот обычай из-за трапез. Изгнавши отвсюду этот обычай, будем говорить то, что нам прилично, и пусть святые уста не произносят слов, свойственных устам бесчестным и позорным. //Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме// [[new:2kor:06:14|(2 Кор. 6, 14)]]? Итак, упорядочивши эти два душевные состояния и подчинивши их разуму, как послушных коней, -я разумею похоть и гнев, — поставим над ними возницею ум, чтобы получить награду вышнего звания, которой да сподобимся мы во Христе Иисусе, Господе нашем». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** Как отверг крик, опору гнева; так теперь устраняет **сквернословие и пустословие**, как опору блуда. Избегай, говорит, шутливых и срамных речей, и ты погасишь пламень блуда. Потом, чтобы не показаться тяжелым и суровым, пресекая наклонность к шутке, он присовокупил и причину этого, говоря: **не приличны вам**, то есть это нисколько не идет вам. Как сапожник не возьмется делать что-нибудь не относящееся к его ремеслу, так и христианин, будучи святым, не должен говорить несообразного со святостью, потому что это бесполезно и непристойно нам. Но если желаешь говорить что-нибудь, так пусть всякое слово твое будет благодарением. И если ты приучишься к благодарению, то припомнишь, кем ты был и что стал, и будешь скорбеть о своей преступности и изумляться Тому, Кто удостоил тебя таких благ, и найдешь неудобным говорить что-нибудь другое. Ибо настоящее время — не время смеха и шутки, но скорби и борьбы. Враг ходит около, скрежеща зубами на тебя, а ты забавляешься и шутишь? Тебе трудно одолеть его и тогда, когда ты храбро с ним сражаешься, не гораздо ли более, когда ты предаешься забаве? Что же такое — шутник? Это человек легкомысленный, делающийся всем, наподобие актеров, постоянно переменяющий речи; а это есть свойство ума непостоянного и чуждого тем, которые служат Камню. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** Под **пустословием**, по моему мнению, нужно понимать не только слова тех, которые рассказывают о чем- либо постыдном, чтобы возбудить смех, и с притворным юродством издеваются над теми, которым желают понравиться; но и рассуждения тех, которые считаются мудрецами века сего и, препираясь о естественных предметах, утверждают, будто они узнали точное число песчинок на морском берегу, капель воды в океане, постигли огромные небесные пространства и средоточие земли... Так как за пустословием следует шутовство, то его следует относить преимущественно к глупым и невежественным рассказам. Между **пустословием** и **смехотворством** замечается то различие, что **пустословие** не имеет в себе ничего мудрого и достойного человеческого сердца, а **смехотворство** исходит от разумной мысли и с намерением подыскивает некоторые слова: или городские, или деревенские, или неприличные, или шутливые, - с целью вызвать смех у слушающих. ---- Если бы о пустослове и шуте было сказано, что они так же чужды Царствия Божия, как и те три, которых Павел особенно выделил [[new:ef:05:05|(См. Еф 5:5)]], то приговор показался бы жестоким и не соответствующим человеческой немощи, - так как сказанное в шутку уже служит к нашему осуждению, потому что //кто не согрешает в слове, тот человек совершенный// [[new:iak:03:02|(Иак 3:2)]]. Но и говоря так, мы не даем места глупым разговорам и шутовству. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** Говоря о том, что нам подобает, Павел упоминает и о том, что нам более прилично, - а именно о благодарении; разумеется, о благодарении Богу, но также и людям, а потому - просто о благодарении. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** См. Толкование на [[new:ef:05:03#lopuxin_ap|Еф. 5:3]] [<10>]