[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:6 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** См. Толкование на [[new:ef:05:05#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя** Смотрите, как бы кто не обольстил вас и обманом не ввел в заблуждение. Относительно чего? — Не относительно новых каких предметов, а все тех же: дел похотных, лихоимства, пустословия, смехотворства. Кто бы такие были суесловцы, не указывает святой Павел. — Ефес был полон разнородными школами и общинами. Между ними эпикурейцы не строго судили о делах блудных, как между иудеями — саддукеи. Говорят, что и симониане очень хромали на это плесно (ступню). А чтобы так строго отнестись к любоиманию, как относится святой Апостол и как требовалось по духу христианства, никому в голову не приходило. Апостол, конечно, знал это, знал, что говорить могли все эти суесловцы, и, не входя в подробное рассмотрение их суесловия, одним словом отсекает соблазн: смотрите, что бы кто ни говорил против этого, не обольщайтесь: то пустые слова. А не дивно, что Апостол в бытность свою в Ефесе все эти пустые речи опроверг пред христианами, теперь же только напоминает, чтоб не забыли уроков личных и продолжали держать себя настороже. А то — у всякого и свои мысли могли приходить, — что де похотные дела натуральны, — что иметь — нельзя не иметь, - что пошутить и посмехотворить — ничтожные дела. Почему, пиша к коринфянам, святой Павел писал: //не льстите себе: блудники... сквернители... лихоимцы... царствия Божия не наследят// [[new:1kor:06:09|(1 Кор. 6, 9)]]. Верно, повсюду ходили тогда, как и доселе ходят, суетные речи, подрывающие уверенность в тяжести отрицаемых Апостолом страстей и тем расслабляющие бдительность над собою верных долгу христиан. Святой Златоуст про свое время говорил: «Когда мы говорим, что всяк, назвавший брата уродом, подлежит геенне, некоторые говорят: "ужели назвавший брата уродом подлежит геенне? — Нет!" — говорят. И когда говорим, что лихоимец есть идолослужитель, и над этим опять смеются, говоря, что это выражение преувеличено, и все заповеди унижают подобным образом. Так их-то имея в виду, и писал тогда к ефесянам блаженный Павел, говоря: никтоже вас да льстит суетными словесы, - суетными словами называя слова не дельные, а между тем обольстительные и вводящие в обман». **Сих бо ради**, - по причине размножения этих именно пороков, — блуда, нечистоты, лихоимания, — **грядет гнев Божий**, то есть Страшный суд. Быть Страшному суду определено. Когда он будет, никто не знает. Но время течет и его приближает. Естественно, — он идет к нам. Но размножение сказанных пороков ускоряет его шествие. Нравственное состояние в последние дни сравнивает Господь с нравственным состоянием живших при Ное. Тогда был ужасающий разлив чувственности. Все они — плоть, сказал об них Бог. То же будет и пред концом мира. Плотские Дела — с лихоимством возьмут верх над всем. Думается, на это сходство указывает здесь и Апостол Павел, - **и сынов непокоривых** образец видеть наводит он в противящихся иногда во дни Ноевы. Ибо сыны непокоривые **υιοι της απειθειας** — суть сыны неубежденности, такие люди, которых ничем не убедишь, что ни говори, не верят Самому Богу, не верят и противятся — упорные неверы. Таковы были жившие при Ное. Сколько он твердил от лица Божия, чтоб покаялись? — Не послушали. Таковы будут люди и пред концом мира. Тогда потоп взял сынов противления, в конце же мира суд Страшный внезапно постигнет непокоривых. Евангелие всем станет известно; все будут слышать уроки, что жить нечисто — пагубно, но никто слушать того не будет, успокоивая, конечно, свою совесть какими-нибудь суетными словесы, подобными тем, от которых предостерегал Апостол ефесян. — Вот что приводит святой Павел на мысль христианам ефесским, чтоб воодушевить их и пороков тех бегать и от всех кривотолков, суетными словами умаляющих их тяжесть, слух отвращать. Он хотел страхом суда Страшного исполнить души их и тем поставить их души в напряженную трезвенность и бдение как над сердцем своим, так и над внешними сношениями своими. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** См. Толкование на [[new:ef:05:05#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 5:5]] ===== Марий Викторин ===== **Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** Павел называет этих людей **сынами противления**. Ибо многие думают пустое, толкуя обетования Царства Небесного... Поэтому они противятся, но не верят, **а на сынов противления приходит гнев Божий**. Противление же - это дьявол, которому служат противящиеся, более того - чьими сынами они являются. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** См. Толкование на [[new:ef:05:05#lopuxin_ap|Еф. 5:5]] [<10>]