[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:8 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** См. Толкование на [[new:ef:05:07#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе: якоже чада света ходите** «Потому так говорит об них, что они озарились Божественным светом» (Феодорит). «Напоминает им о прежней жизни во грехе и заблуждениях языческих, говоря как бы: вспомните, что вы были и чем стали, — из тьмы — свет. Прежде вы и по догматам (по образу мыслей и верований), и по жизни были настоящая тьма, а ныне вы свет: и Бога истинного знаете, и дела света творите. Сбылось же так с вами не от вашей добродетели, а в Господе, то есть Божественною благодатию. Так не следует уже вам бывать причастниками сынов непокоривых, на которых грядет гнев Божий. Были некогда и вы таковы же, и были достойны за то гнева Божия, а ныне уже нет: не бегите опять во тьму» (Феофилакт, почти слово в слово из святого Златоуста). Первоначально все крещаемые и миропомазуемые — или возложение рук принимавшие осязательно для себя и видимо для других исполнялись светом. Отчего и день крещения Господня, в который наиболее собиралось крещаемых, назван праздником светов. В самих крещаемых это сопровождалось совершенным внутренним обновлением, состоянием, в коем они чувствовали, что грех ими уже не обладает [[new:rim:06:12|(Рим. 6: 12)]], - иначе — состоянием бесстрастия, которое им предлежало лишь хранить. Ныне мы не видим этого, крещаемые в младенчестве. Не можем, однако ж, не видеть, что из детей, входящих в самосознательный возраст, одни бывают мирного строя духа, а другие — бурного, то и другое в разных степенях. Это следствие сохранения или несохранения благодати святого крещения и миропомазания. И вообще ныне такой порядок, что благодать в начальных таинствах дается вся сполна; получившие ее тогда, по вере и силе Церкви, пришедши в возраст, принимают обязательства, условливающие общение благодати, и с этой минуты становятся тем, чем первые христиане (и вообще возрастные крещаемые) становились в самый час принятия таинств. Другая разность теперь та, что мы, вступая в сознательный возраст, находим в себе в большей или меньшей степени развившиеся страсти, несмотря на присутствие благодати: это дикорастущие сорные травы на поле, которого еще не касалась рука земледельца. Они и действие благодати Божией закрывают. Почему нам всегда предлежит труд борьбы со страстьми прежде, чем благодать Божия явится в силе. Когда страсти самодеятельно с помощью той же присущей нам благодати бывают наконец побеждены, тогда благодать Духа просиявает. И достигший сего ощущает ее, и другие могут заметить ее. Тогда к таковому вполне приложимо: был тьма и стал свет, - стал то, что первоначально крещаемый и принимавший возложение рук Апостольских становился в этот самый час. Механического в духовной жизни ничего нет. На какой бы степени духовного просветления ни стоял кто, всегда на нем лежит бдительно хранить и усердно делать. Как тогда, так и ныне для восприявших действо Духа неотложный есть закон, выраженный в следующем стихе: **Якоже чада света ходите**. Чада света, то есть рожденные вновь благодатию Святого Духа, в Господе Иисусе Христе, по благоволению Бога Отца. Чада света — чада Бога, в Троице поклоняемого. Почему? — По причине Богоподобия, благодатию восставляемого в духе нашем. Ходить, как свойственно чадам света, есть ходить в Богоподобии, — являя в своем хождении, или в жизни, совершенства, или доброты Божей. Отрицательно определяет это святой Иоанн Богослов, в Ефесе же живший, так: //рожденный от Бога греха не творит// [[new:1in:03:09|(1 Ин. 3: 9)]]. И сам святой Павел в послании к Римлянам, по объяснении силы крещения, говорит: //грех вами да не обладает... да не царствует грех в мертвеннем теле вашем... ветхий ваш человек распят// в крещении; //да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху...// Теперь предлежит нам одно: //ходить в обновлении жизни// [[new:rim:06:14|(Рим. 6: 14]], [[new:rim:06:12|12]], [[new:rim:06:06|6]], [[new:rim:06:04|4)]]. Таково состояние бесстрастных! — Но оно же есть состояние светлости духовной, по причине проявлений действенности Духа, или исполнения сердца Духом.— Почему далее, объясняя, в чем состоит это хождение яко чад света, Апостол указывает на плоды Духа. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** См. Толкование на [[new:ef:05:07#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 5:7]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** См. Толкование на [[new:ef:05:07#blazh_ieronim_stridonskij|Еф. 5:7]] ===== Амвросиаст ===== **Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** См. Толкование на [[new:ef:05:07#amvrosiast|Еф. 5:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** См. Толкование на [[new:ef:05:07#lopuxin_ap|Еф. 5:7]] [<10>]