[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:11 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 11-13 **и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть** Сказал, что вы – свет; свет же открывает все то, что бывает во тьме; так что, если вы, говорит, будете добродетельны и достойны удивления, – нечестивые не будут иметь возможности таиться. Подобно тому, как в то время, когда стоит светильник, освещаются все, и разбойник не может приблизиться, так, при сиянии света от вас, обличаемые нечестивцы будут поражены. Следовательно, должно изобличать. Но каким же образом говорит (Христос): //"Не судите, да не судимы будете"// [[new:mf:07:01|(Μф. 7:1)]]? Обличать, сказал (апостол), т. е. вразумлять, а не осуждать. И, кроме того: //"Не судите, да не судимы будете"// – сказано о самых незначительных грехах. Сообразно с этим и присовокупил (Христос): //"И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?"// [[new:mf:07:03|(ст. 3)]]. А слова (апостола) означают следующее: как рана телесная до того времени, пока таится, будучи прикрыта снаружи, и пока углубляется далее, не пользуется никаким лечением, так и грех, доколь скрывается как бы во мраке, до тех пор продолжает действовать весьма смело; но как скоро будет обнаружен, – делается светом; не самый грех, – как это возможно? – но тот, кто сделал его. Если он будет выведен на средину (собрания), если будет вразумлен, если покается, если получит отпущение, то не разогнал ли ты тьмы его? Не исцелил ли тогда его раны? Не вызвал ли плод вместо бесплодия? Или это он говорит, или то, что ваша жизнь, будучи открытой, есть свет, – потому что никто не скрывает безукоризненной жизни все же то, что скрывается, скрывается потому, что помрачено. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте** Изобразил Апостол светлую жизнь бесстрастных, достигших совершенства, и указал норму их деятельности в делании всегда благоугодного Богу. Теперь поставляет пред лице тех, кои живут нерадиво, беспечно, в Богозабвении, в угоду лишь своим пожеланиям и в суетностях житейских, без мысли о спасении и без заботы о вечной участи, и говорит им: смотрите, не сделайтесь как-либо причастными делам такого рода. Не говорит: не делайте подобных дел, ибо для победивших страсти это излишне, когда они ненавидят всякий грех и все нечистое и Богу не угодное. Но говорит: не приобщайтеся, ибо можно, не делая худого сам, стать виновным в худобе другого чрез соучастие в делах его. Как? — Когда каким-либо образом обнаруживается согласие на худые дела других. Случаев к этому много. Последний предел, — если видишь, или слышишь, или знаешь, да молчишь. Его и берет во внимание Апостол и говорит: не молчи, а обличай. Неужели всякий христианин так должен делать? Вникните в течение речи Апостола; она у него здесь обращается к победившим страсти, к совершенным, умеющим точно определять, что в каком случае благоугодно Богу. Таковые знают — когда как направить обличительную речь, чтоб она шла во благо другим. Обличение — нож; не умеющий действовать им может только наделать ран к горшему злу, а болячки или нароста не отрезать в уврачевание болящего. С этой стороны смотрит на сей предмет блаженный Иероним: «Обличить других есть дело большой важности. Его достойно может совершать лишь тот, к кому неприложим следующий упрек: //лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего// [[new:lk:06:42|(Лк. 6, 42)]]. Так пророки, не запятнанные никакою нечистотою грехов и имея неоскверненную совесть, могли обличать других согрешающих. Из сего следует, что обличать может тот, кто сам в себе не обличается (совестию)». Это может идти только к совершенным христианам, о коих и речь у Апостола. Но и всякий может — не соглашаться с делающим нехорошо, не одобрять его, даже и в шутку не говорить снисходительно о худом; и одною миною можно много сказать. Общедоступное же обличение других есть обличение светом дел. Удаляющийся делом показывает, что не одобряет того, от чего удаляется. Отчего жизнь совершенно богобоязненных всегда есть обличение нечестивых и грешных. Надо твердо стоять в христианских правилах жизни и, светя тем в окружающей мрачности дел, обличать их. Фотий у Экумения говорит: «Обличайте, говорит, образом своей жизни. Не говорю: обличайте их, перечисляя их дела, укоряя за них, ибо знаю, что ревнители чистоты считают осквернением одно воспоминание об них. Между тем, как они не меньше (слов) будут обличены, когда дела ваши будут блистать добродетелями. Дела их светом жизни вашей обличатся, откроются и обнаружатся. Обнаруженные — осветятся и на лучшее преложатся и претворятся. Обнаружение вашею жизнию срамоты их дел приведет их в сознание и самоосуждение, а это есть начало обращения и исправления». — Таким образом светлая жизнь христиан молча доводит неисправных до того, до чего доводить их назначается обличительное слово совершенных. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте** **«Не приобщайтеся к делом неплодным тмы»**, – говорит Апостол [[new:ef:05:11|(Еф. 5:11)]]. Какой плод имели вы от оброков духовной смерти, которых стыдитесь ныне? Ибо действительно бесплодны дела лукавые и всякий темный поступок. Но как скоро душа бывает в состоянии отрезвиться и прийти в самосознание, чувствует она смущение и стыдится грехов, учиненных в упоении пороком, и находить просвет целомудрия. **//Письма на разные темы. Скорописцу Геронтию.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить** Бесплодны дела тьмы и греха, потому что не что иное приносят, как смерть и стыд. Итак, не должно принимать участия в таких делах, но, напротив, обличать, то есть наставлять тех, которые делают таковое. Как же в другом месте говорится: //не судите//? Это сказано вместо: "не осуждайте". Иное дело — обличение и иное — осуждение: первое служит к исправлению, а второе к осмеянию и наказанию. А притом же //не судите// говорит о самых незначительных грехах. Посему и присовокупляет: //что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего?// [[new:mf:07:03|(Мф. 7:3)]]. Намекает также Павел на некоторые неприличные деяния, которые нашли себе место в Ефесе. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте** И в Послании к Галатам апостол говорит о //плодах// по отношению к духу, а о //делах// - по отношению к плоти, говоря так: //Дела плоти явно известны, это суть блудодеяние// [[new:gal:05:19|(Гал. 5:19)]] и прочее, а //плод духа есть любовь, радость, мир// [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22)]] и прочее. Затем, в настоящем месте он назвал //дела тьмы бесплодными//, совершающие их соединяются в одно общество. ---- Иметь возможность обличать согрешающих является величайшей свободой. Но это может делать только тот, кто не заслуживает слов: //Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего// [[new:lk:06:42|(Лк. 6:42)]]. Поэтому-то пророки, не оскверненные никакой мерзостью грехов и не имевшие запятнанной совести, могли обличать других, впадающих в грехи. Поэтому должно заметить, что обличать может лишь тот, кто сам не обличается в себе самом. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте** Ап. возвращается к наставлению, начатому в 7-м стихе. Он убеждает читателей не иметь общения с делами тьмы. Дела эти он называет **бесплодными** потому, что **тьма** вообще такое условие, при котором невозможно растениям приносить плоды: только солнечный свет дает деревьям силу плодорождения. И в самом деле, дела нечестивые ведут людей только к погибели и смерти (ср. [[new:rim:06:21|Рим. 6:21-23]]). Но христиане в отношении к таким делам не должны ограничиваться только удалением от них: они должны еще **обличать** их словом (elegcein - ср. [[new:1tim:05:20|1 Тим. 5:20]]). Некоторые толкователи под "обличением" разумеют обличение своею жизнью, но с таким толкованием нельзя согласиться, потому что обличение жизнью уже имеется в виду в словах: **"не участвуйте в делах"**... Притом глагол elegcein и обычно употребляется в значении словесного обличения [В наше время существует взгляд, по которому никто не в праве судить о нравственном облике своего ближнего. Многие говорят, что нравственность - личное дело каждого, дело частное, в которое никто не имеет права и основания вмешиваться. Некоторые любители выпить неумеренно даже прямо называют непрошенным и незакономерным вмешательством в их дела, когда пастырь церкви, напр., внушает им мысль о вреде неумеренного употребления спиртных напитков... Ап. совершенно иначе смотрит на дело. По его убеждению, в христианском обществе нет ничего "частного", - все имеет теснейшую связь с целым. И потому христиане обязаны заботиться о нравственном состоянии ближнего и воздействовать на него в известных случаях словом обличения. В самом деле, если страдает один член тела, то с ним страдают и все прочие [[new:1kor:12:26|(1 Кор. 12:26)]], и точно тоже бывает и в церковном обществе]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]