[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:14 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **"Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"** О спящем и мертвом говорит – таком, который в грехах, потому что и он издает дурной запах, как мертвец, и он неподвижен, как спящий, и он подобно спящему ничего не видит, но бредит и мечтает. Иные читают: "И прикоснёшься" (έπιψαόσεις) "к Христу"; другие: **"осветит тебя"** (έπιψαόσει σοι) **"Христос"**. Но это последнее, лучше. Восстань от греха, и сможешь увидеть Христа. //"Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету"// [[new:in:03:20|(Иоан. 3:20)]]. Итак, кто не делает (зла), тот приходит (к свету). Но не о неверных только он это говорит, потому что многие и из верных нисколько не менее неверующих привязаны к нечестию; есть даже те, которые и гораздо более. Потому-то и к ним необходимо сказать: **"Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"**. Прилично сказать к ним и это: //"Бог не есть Бог мертвых, но живых"// [[new:mf:22:32|(Мф. 22:32)]]. Итак, если не мертвых, то будем жить. Некоторые говорят, что выражение: лихоимец есть идолослужитель – преувеличено. Но оно не преувеличено, напротив – совершенно верно. Как и каким образом? Таким, что лихоимец отдаляется от Бога, подобно тому, как идолослужитель. А чтобы ты не подумал, что это сказано неосновательно, – вот Христово изречение, которое гласит: //"Не можете служить Богу и мамоне"// [[new:mf:06:24|(Μф. 6:24)]]. Те, которые работают мамоне, удалили себя от служения Богу; те же, которые отреклись Его владычества и служат бездушному золоту, явно идолослужители. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос** **Сего ради глаголет**, — кто глаголет? В Божественном Писании нет такого изречения. Откуда же оно? Кто говорит, что святой Павел взял его из какого-либо апокрифа и, забывши, привел как место Писания; кто говорит, что такое изречение изошло из уст Самого Господа и дошло до святого Павла по устному преданию; кто говорит, что такой глас слышал святой Павел в духе и сердце и приводит его как слово Господа; кто полагает, что оно составлено святым Павлом из разных мест Писания. Все эти объяснения неудовлетворительны. Ближе всех, может быть, догадка блаженного Феодорита, что это слово какой-либо церковной песни, которые тогда составлялись совершеннейшими христианами или даже и Апостолами. Что так было, свидетельствует сам святой Павел в послании к Коринфянам: //кийждо вас псалом имать// [[new:1kor:14:26|(1 Кор. 14, 26)]]. — Не слышал ли кто из обращенных необыкновенным образом таких слов в минуты сверхъестественного возбуждения и, может быть, из среды самых ефесян. Поелику слово это было известно и ходило между ефесянами, как слово свыше, то Апостол и выражается так: сего ради глаголет, - разумея, - некто свыше, или глас свыше, как вам известно. Другие наши толковники не обращают внимания на указание, кто сказал, а берутся прямо выяснять, что сказано.— Что же сказано? — Призывание грешника в покаянии обратиться к Господу Спасителю. Словом и жизнию совершенных христиан совесть грешника пробуждена; он ясно видит свое непотребство и готов взыскать спасения: что ему делать? — Встань от сна греховного, приступи ко Господу, и Он тебя осветит. Да и вообще христиане, образом своей жизни и своим исповеданием веры, что другое говорили тем, среди коих были, яко светила, как не то: восстани всяк от сна греховного и греховной смерти и приступи ко Христу Спасителю! Сон и смерть естественные служат выражением сна и смерти греховных. И сонный, как и мертвый, не слышит, не видит, не чувствует, не движется. Так и грешник поражен в духовном отношении беспечностию, нечувствием и ослеплением, и никакого у него движения нет в смысле спасения души и получения вечного блаженства богоугождением.— Но дух в нем есть, только поражен летаргическим сном. Когда луч благодати чрез помазанное слово христиан или светлую жизнь их проходит до духа, он тотчас открывает глаза и начинает обнаруживать свойственные ему движения — страх Божий, беспокойство совести, осуждение всей прежней жизни и требование перемены ее. Тогда грешник и сам в себе слышит: востани спяй! — Но одна совесть только измучит, а покоя не даст. К ней приходит слово о Спасителе, и она заставляет тогда грешника ятися за веру в Него, как единственное средство спасения. Верует грешник, примиряется с Богом и просветляется Христом Господом. Ясно для него тогда становится все, как чему следует быть в его жизни и чего ожидать ему в будущем. Прочее он уже во свете лица Его идет и о имени Его радуется лишь. — Слава беспредельному Божию милосердию к нам, грешным. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"** Спящим и мертвым называет человека, живущего во грехах. Ибо он и смраден, как мертвый, и бездействен, как спящий, и грезит, и воображает призрачное. Когда же пробудится кто от греха, тогда осветит его Христос, то есть воссияет для него, как и солнце для тех, которые пробудились от сна. Пока же находится во грехах, он ненавидит свет и не приходит к нему. И не относительно неверующих только говорит это, но и о верующих. Можешь найти и различие между спящим и мертвым. Многие делающие зло, но не одобряющие делаемого, могли бы быть названы спящими. Они легко пробуждаются. И к ним-то относится выражение **восстань**. А другие, которые и делают зло, и оправдывают его, могли бы быть названы мертвыми, так как их труднее воззвать к добру. Однако и к ним взывает слово, чтобы они восстали: ибо не должно отчаиваться относительно возможности изменения природы. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»** Тот, кто довольствуется простым ответом, скажет, что Павел использовал здесь вычитанное у сокровенных пророков или найденное в апокрифических писаниях. И не потому, что он одобрял апокрифы, а потому, что он обращался к [любым авторам, как, например] стихам - Арата [Арат (315-240 до н.э.) - стоический поэт родом с Сицилии, которого Павел цитирует в своем обращении к Афинскому ареопагу [[new:act:17:22|(Деян 17:22- 31)]]. Проповедуя о Боге, создавшем мир и людей, апостол говорит: //ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»// [[new:act:17:28|(Деян 17:28)]], перефразируя отрывок из поэмы Арата //Phaenomena 5//, где данные слова обращены к Зевсу. - Прим. ред.], - Эпименида [Эпименид (VI в. до н.э.) - легендарный поэт с о. Крит, которого причисляют к родоначальникам орфизма. В Послании к Титу Павел цитирует его высказывание о критянах из //De oraculis/peri Chresmon// [[new:tit:01:12|(см. Тит 1:12)]]. - Прим. ред.] - и Менандра [Менандр (342-291 до н.э.) - греческий драматург. Фраза: //худые сообщества развращают добрые нравы// [[new:1kor:15:33|(1 Кор 15:33)]], заимствована из его комедии «Таис» (//Thais//, Frg.218). Поскольку афоризмы Менандра были популярны в народе, ученые считают, что использование данной фразы Павлом не обязательно свидетельствует о том, что апостол был знаком с самим произведением драматурга. - Прим. ред], для доказательства желаемой мысли в нужное время. Однако он не засвидетельствовал этим, будто свято все, что они ни писали, хотя и утверждал, что нечто они сказали верно. А другой, может быть, будет думать, будто апостол представил здесь как бы олицетворение Святого Духа, и скажет, что это является убеждением к покаянию. А я, по убожеству своему, после тщательного пересмотра всех изданий древних Писаний и даже самих еврейских свитков, нигде не нашел этого изречения. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»** Так читается в некоторых списках: **и осветит тебя Христос**, и это чтение более всего подходит для связности речи. Ибо кто отлагает леность, как сон, тот приемлет луч Господнего света. Впрочем, следует знать, что свидетельство это не из Писания; ибо в божественном Писании нигде мы этого не находим. Иные же из толкователей утверждали, что сподобившиеся духовной благодати написали несколько псалмов, и это дает понять божественный апостол в Послании к Коринфянам: //у каждого из вас есть псалом// [[new:1kor:14:26|(1 Кор 14:26)]]. //**Толкования на послания святого Павла (Еф 5:14).**// ===== Амвросиаст ===== **Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»** Говоря о пребывающем во сне, Павел имеет в виду оцепенение разума, отчуждающее от истинной жизни. Это отчуждение - своего рода смерть, из которой он и призывает человека восстать, дабы, раскаявшись, познать истину, которая есть Христос. Это призыв для вероломных и порочных людей, увязших в грязи без надежды на жизнь, встать и выйти, разделить жизнь с Христом - из тьмы выйти в свет, из смерти перейти в жизнь. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"** Потому, что обличение полезно, и Бог обращается к грешнику, пребывающему в духовном усыплении, как бы в состоянии смерти, с призывом: "вставай" (вместо: "сказано", как в русск. пер. нужно читать: "говорит" - по греч. legei). Откуда взяты эти слова - неизвестно. Лучше всего принять то предположение, что они составляют отрывок из какого-нибудь христианского гимна, в котором есть некоторые отзвуки из книги пр. Исаии ([[old:is:52:01|LII:1]] - //восстань//, [[old:is:26:19|XXVI:19:]] //воскреснут мертвые// и[[old:is:60:01| LX:1:]] //придет твой свет)//. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]