[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:18 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом** См. Толкование на [[new:ef:05:17#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:17]] ---- Что значит: **не упивайтеся вином в немже есть блуд**? Блудными называем мы тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, не рассуждая, кому что нужно дать, и когда дать, но без разбора — и одежды, и золото, и серебро, и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников. **//Слово против упивающихся и о воскресении.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом** На горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет и находит всякий по-своему. У всякого народа и у всякого человека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселие подает чувственное. Для христиан, кои рождены Духом и суть жилище Духа и коих живот сокровен есть со Христом в Боге, нейдет такого рода развеселение себя. Им свойственна радость о Духе Святом. Апостол и пишет ефесянам — удаляться первой и искать второй. **Не упивайтеся**. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан. Святой Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. «Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? — Послушай слов Писания: //дадите сикера сущим в печалех, и вино пити сущим в болезнех// [[old:pr:31:06|(Притч. 31, 6)]]. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль. //Вино веселит сердце человека//» [[old:ps:103:15|(Пс. 103, 15)]].— Другое разумное употребление вина есть — питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. «Вино, — говорит он, — дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (Апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: //мало вина преемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов// [[new:1tim:05:23|(1 Тим. 5, 23)]].—Для того Бог и сотворил тела наши умеренными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь Он и хотел даровать нам сначала, но так как мы стали недостойными ее, то Он отсрочил ее и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для насыщения чрева человеческого. Владыку всех бессловесных Бог создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними, дал небольшое тело, указывая тем, чтобы мы стремились к другой жизни. **Не упивайтеся**, говорит Апостол, **вином, в немже есть блуд**: оно не спасает, а губит не только тело, но и душу». Блуд — ασωτια, — распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание — матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: «Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными». Но прямее всего — оно размножает блудные дела. Ибо «чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию», как выражается блаженный Иероним. **Но паче исполняйтеся Духом**. «Как невозможно двум господам работать, Богу и мамоне [[new:mf:06:24|Мф. 6, 24)]], так невозможно исполняться Духом вместе и вином» (Иероним). Почему «святой Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное» (Феодорит). «Хочешь, говорит, веселиться? хочешь провести день? Я даю тебе пение духовное. Пьянство уничтожает благозвучие нашей речи, заставляя заикаться, равным образом извращает и глаза и все. Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни — духа нечистого» (святой Златоуст). Как разны плотских и духовных людей утехи! Те вином, а эти Духом Святым исполняются; у тех вино возбуждает плотское веселье, а этим Дух Святой подает обрадованне духовное и божественное; тех вино разжигает на всякого рода похотные дела, а этих Дух Святой научает Богохвалению и благодарению со всякого рода добром. Утешителю, Душе истины, прииди и вселися — и в ны! Какая мысль в словах: **исполняйтеся Духом**? — Дух благодати обитает в христианах со времени крещения и миропомазания. А приступание к таинствам покаяния и причащения не есть ли приятие обильнейших притоков благодати? Тем, которые имеют уже Духа, пристойно сказать:// Духа не угашайте// [[new:1sol:05:19|(1 Сол. 5, 19)]]. Но как им же сказать: **исполняйтеся Духом**? — Благодать Святого Духа подается христианам, потому что такова сила веры христианской. Но живущий в христианах Дух содевает спасение их не один, а вместе с свободными действиями и самого христианина. В сем отношении христианин может и оскорбить и погасить Духа, — и может способствовать к тому, чтобы Он ощутительно проявлял в нем Свои воздействия. Когда сие бывает, тогда христианин сознает себя в необыкновенном состоянии, выражающемся тихою, глубокою, сладостною радостию, восходящею иногда до взыграния духа. Вот и упоение духовное! Противополагая его упоению вином, Апостол говорит: не того, а вот этого упоения ищите, назвав его исполнением от Духа. Так повеление — исполняться Духом есть не что иное, как предписание — так себя держать, или такие употреблять с своей стороны действия, которые способствовали бы или дали бы возможность и простор Святому Духу — ощутительно проявиться: осязательно воздействовать на сердце. В писаниях мужей Божиих, удостоившихся такой благодати и даже постоянно пребывавших под осенением ее, находим указание на два особенно дела, требующиеся для того от человека, — очищение сердца от страстей и молитвенное к Богу обращение. Эти же средства и Апостол Павел указал. Впереди учил он, как очищать душу от страстей похоти и гнева, а здесь — вслед за словом: **исполняйтеся Духом**, указывает и на молитву. Святой Златоуст ввел сии два способа и в толкование. Что молитва открывает Духу Божию свободу воздействовать на сердце, об этом он сказал уже в предыдущей выписке, говоря: «Поющие псалмы исполняются Духа». А что к тому же ведет и чистота от страстей, об этом он говорит вслед за тем: «В нашей ли власти исполняться Духом? — Да, в нашей. Когда будем очищать душу свою от лжи, жестокости, блуда, нечистоты и любостяжания, когда сделаемся добродушны, сострадательны, заботливы о себе, когда не будет в нас кощунства (смехотворства), — когда мы сделаемся достойными того, то что воспретит Святому Духу приблизиться и прилететь к нам? — И Он не просто приблизится, но исполнит сердце наше». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Кто пьян от вина, тот качается и шатается; упивающийся Духом укореняется во Христе. Потому и похвально опьянение, от которого наступает трезвость ума. //**О таинствах.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== Авва Антоний говорил: думаю, что тело имеет движение естественное, прирожденное ему; но оно не действует, когда душа не хочет, - и бывает в теле одно движение без похоти. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием. Происходящий от них жар крови производит возбуждение в теле. Потому-то и сказал апостол Павел: **не упивайтеся вином, в немже есть блуд**, - равно и Господь в Евангелии сказал ученикам Своим: //внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством// [[new:lk:21:34|(Лк. 21:34)]]. В подвижниках же бывает еще и иное движение, происходящее от коварства и зависти демонов. Итак, нужно знать, что движения в теле бывают трех родов: одно - естественное, другое - от неразборчивости в пище и третье - от демонов. //**Поучения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И не упивайтесь вином.** И еще обуздывает гнев, потому что и неумеренность в вине делает гневливыми и дерзкими. А что порицает неумеренность, это ясно: ведь не сказал: не пейте, но: не упивайтесь. Но пьянство происходит от неумеренности, так как умеренное употребление вина доставляет и здоровье (как сам апостол говорит в послании к Тимофею — [[new:1tim:05:23|(1 Тим. 5:23)]], и веселье, как свидетельствует Давид [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]]. И Писание к тому же говорит [[old:pr:31:06|(Притч. 31:6)]]: дайте вина огорченному душою, то есть увеселение находящимся в скорби. Ибо оно смягчает огорчение и тоску. Посему и Бог создал наши тела умеренными, чтобы они довольствовались немногим и стремились к другой жизни. **от которого бывает распутство (άσωτια)** То есть неумеренное употребление. Ибо пьянство не здоровье приносит, но губит не только тело, но и душу. Это и значит **άσωτια** — трата здоровья. Или же словом **άσωτια** в простонародном его употреблении, обозначает здесь плотскую невоздержанность. Ибо от пьянства происходит разврат. **но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу** Хочешь, говорит, веселиться? Избегай наполнять себя вином, а исполняй себя Духом Святым. И этого ты достигнешь, если научишься псалмопению. Ибо поющие псалмы исполняются Святого Духа, равно как и распевающие сатанинские песни исполняются нечистого духа. Петь псалмы в сердце — это значит петь разумно и без развлечения. Ибо тот поет псалмы в сердце, кто внимает тому, что поет. И заметь, после того, как очистил душу от горечи и прочих страстей, тогда убеждает нас исполняться Святым Духом. И не просто придет Святой Дух, но исполнит наши сердца. А при существовании такого света в нас и всякая другая добродетель будет легка и удобоисполнима. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом** Трезвые могут обличать с уверенностью, и благопристойное поведение внушает страх делающему зло. Ведь тот, кого обличают, возмутится меньше, если будет знать, сколь благопристойно поведение обличающего. А где опьянение, там разнузданность, а она толкает к бесстыдству. Потому и учит их Павел быть трезвыми, чтобы видны были образцы праведного обращения. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом** Для того, чтобы ясно понимать требования воли Божией нужно устранить все, что мешает человеку сосредоточиться в себе самом. Тут прежде всего такою помехою является страсть к вину. Вместо того чтобы, как язычники, упиваться вином, в котором получает свое начало **распутство** или всякая несдержанность (**aswtia** / **άσωτια**) [Ап. хотя и не запрещает употребления вина вообще (он говорит только, чтобы христиане "не упивались"), но тем не менее дает понять, что вино ведет ко всякого рода излишествам и что, следовательно, оно для многих очень опасно, в особенности же - прибавим - потому, что редко кто может определить для себя "меру" употребления вина, при которой бы вино не произвело для него печальных последствий. "Огонь в кровь влагается и малым количеством вина" (еп. Феофан).], христиане должны **исполняться Духом**, т. е. достигать полноты чрез Дух Божий (**en pneumati** / **ἐν πνεύ­ματι**). Ап. как бы хочет сказать, что христиане будут иметь желанную полноту радости, но эту радость они получат только предавая себя воздействию Св. Духа. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]