[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:19 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу** См. Толкование на [[new:ef:05:17#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:17]] **//Беседы на послание к Ефесянам.//** ---- Что поющие их [псалмы] с разумением призывают на себя благодать Духа, о том, послу­шай, как говорит Павел: //«не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом»//; далее указывает и способ испол­нения Духом: **«поя**, говорит, **и воспевая в сердцах ваших Господу»**. Что значит: **«в сердцах ваших»**? Зна­чит: с разумением, не так, чтобы уста произносили слова, а душа блуждала где-то по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык. **//Беседы на псалмы. На псалом 41.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви** В каком сочетании принять слова сии, в таком ли: когда исполнитесь Духом, тогда и пойте устами и сердцем? Или в таком: если хотите исполниться Духом, то пойте? — Предлагаемое пение устами и сердцем сказывается ли как следствие исполнения Духом, или указывается как средство к тому? Наитие Духа не в нашей власти, оно приходит, как благоволит Сам Дух. И когда приходит, приводит в сильное возбуждение силы нашего духа. Песнь Богу тогда сплетается сама собою. Свобода возможна лишь в том, оставить ли песнь сию петься в сердце, или выражать ее и языком гласно для всех. В последнем случае законом положено у Апостола, чтобы в церкви все шло благообразно и по чину. Отсюда видно, что как исполнение Духом, так пение под действием и наитием Его не может быть предметом предписания, а лишь предметом желания и искания, с употреблением соответствующих средств. Указание же на благоразумное обнаружение образовавшегося внутри пения не входит в содержание настоящего текста. Следовательно, слова сии должно принять не в первом, а во втором сочетании. Исполняйтеся Духом; и для того пойте. Пение возбудит Дух, или приведет в состояние наития Духа, или ощутительного Его воздействия. Блаженный Феодорит пишет, что Апостол вводит духовное упоение, когда говорит:// исполняйтеся Духом//, и показывает, как достигнуть до сего, именно: «непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл». Это то же, что сказать: посредством пения языком и сердцем. Не трудно понять, что в сем деле главное — не благозвучие пения, а содержание поемого. Оно же воздействует так же, как с воодушевлением написанная речь воодушевляет читающего ее. Чувство, вложенное в слово, чрез слово переходит в душу слышащего или читающего. Так и в песнях церковных. Псалмы, гимны (пения) и оды (песни) церковные суть духодвижные излияния благоговейных чувств к Богу. Дух Божий исполнял избранников Своих, и они полноту своих чувств выражали в песнях. Поющий их как должно, обратно, может войти в выраженные в них чувства и, исполнясь ими, приблизить себя к состоянию, способному принять воздействия благодати Духа или приспособить себя к нему. Таково именно и есть назначение церковных песней, чтоб посредством их возгревать и раздувать кроющуюся в нас искру благодати. Искру сию дают таинства. Чтобы раздуть ее и превратить в пламень, для этого введены псалмы, пения (гимны) и песни (оды) духовные. Они действуют на искру благодати так же, как ветер на искру, внедрившуюся в горючее вещество. Но припомним, что такое действие принадлежит им под тем условием, если вместе с употреблением их идет и очищение сердца, как сказал святой Златоуст, руководствуясь ходом речи самого святого Апостола Павла. Другие условия указываются в этом самом месте, именно: первое, чтоб они были духовные, и второе, чтобы пелись не языком только, но и сердцем. Апостол указывает три рода песней: псалмы, пения — гимны и песни — оды. Верно, все они употреблялись в апостольское время и чем-нибудь разнились между собою. Не имея образчиков, не беремся определять, что за песни были церковные песни, носившие сии названия, и будем разуметь по всяким из них песнь церковную. А что это точно были песни церковные, то есть песни, поемые в собрании христиан, это видно из того, что Апостол заповедует глаголать их себе «εαυτοις», что все толковники понимают: друг другу взаимно. Итак, для того, чтобы пение песней церковных вело к исполнению Духом, требует Апостол, чтобы песни сии были **духовны**, под чем надо разуметь не то только, что они должны быть духовны по содержанию, но чтоб были духодвижны, сами были плодом Духа, или излились из сердец, исполненных Духа. Иначе они не будут вести к исполнению Духом. Это по тому закону, что что вложено в песнь, то она и даст поющему. Вложена туда человеческая мысль, человеческую мысль и породит; вложен туда элемент благодатный, благодать возбудит она и в поющем. Но если она — простой набор слов, то ничего и не породит. Второе требование Апостолово то, чтобы песни пелись не языком только, но и сердцем. Не понимать только песнь надобно, но войти в сочувствие с нею, или восприять содержание ее в сердце, и петь ее уже так, как бы она исходила из нашего сердца. Из снесения настоящего места с другими видно, что в апостольское время те только и пели, которые бывали в таком настроении, другие входили в подобонастроение с ними — и все церковное собрание воспевало и пело Господу не иначе как в сердце. Что дивного, если вследствие того все оно исполнялось и Духом? Какое сокрыто сокровище в церковных песнопениях, если они совершаются как должно! Святой Златоуст говорит: «Что означают слова: **поюще в сердцах ваших Господеви**? — Это значит со вниманием приступай к этому делу, ибо невнимательные поют без пользы, произнося только слова, тогда как сердце их блуждает в другом месте». Блаженный Феодорит к этому прибавляет: «Поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого». Другие святые отцы, пиша о молитвенном к Богу обращении, полагают, что оно наилучшим образом совершается, когда совершается умом, в сердце утвержденным. То, что здесь у Апостола говорится о церковном собрании, идет и к частному псалмопению, которое всякий совершать может особо в доме. И плод от сего может быть тот же, когда оно совершается как должно, то есть со вниманием, пониманием, сочувствием, из сердца. Заметим также, что хотя слова Апостола говорят о пении, но мысль его указывает на молитвенное к Богу обращение. И оно, собственно, есть возбудитель Духа. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 19-32 **назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** **Говоря себе самим**, то есть каждый в душе своей сам с собою. Говорите **в псалмах**, - это то же, что говорит: //песнями духовными //хвалите// в сердцах ваших Бога// [[new:kol:03:16|(ср. Кол. 3:16)]]. **Жены мужьям своим как Господу да подчиняются, как **и** Церковь подчинена Христу**. Как любовь Церкви есть дело сердца, а не вида (внешнего, или лица), так и жена да любит своего мужа, - и как Церковь не имеет иного Христа вместо (Истинного) Христа, так и жена да не имеет иного мужа вместо своего мужа (законного). Равно и **мужья** да любят **жен своих, как и Христос возлюбил Церковь** Свою: ибо если любит ее и попечение имеет о ней, то истинную эту любовь не может переменить на что-либо другое. Брак у святых (христиан) Апостол соделал [[new:ef:05:32|(ст. 32)]] //таинством Христа и Церкви//, то есть: как истинная, учрежденная от Адама до Господа нашего, любовь эта была таинством совершенной любви Господа нашего. Как Церковь оставила идолов и преданность прежней жизни на подобие отца и матери: так и Христос Сам оставил Отца на небесах и мать на земле, и умер за Церковь, дабы Церковь, которую возлюбил, оживотворить Своею смертью и, превознесенную, ввести ее в Свое царство. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу** Иные из братий, скучая трудностью, частым повторением и продолжительностью молитвы и песнопения, по обладающей ими лености, сидят, привязанные к одной книге, зевают, часто потягиваются, дремлют, а тем нарушают заповедь, повелевающую //«прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения»// [[new:1tim:02:01|(1 Тим. 2:1)]], и потом поучаться **«во псалмех, и пениих, и песнях духовных»** [[new:ef:05:19|(Еф. 5:19)]]. Посему, кто держит всегда в руках книгу, тот может ли чрез исполнение одной заповеди, как бы из одного камня, выстроить совершенный духовный дом? А я знаю несколько духовных братий, которые молятся, и поют псалмы, и просят о подании им с неба неких дарований, и прислуживают ближним, и усердны к рукоделиям, между тем как не нерадивы и к чтению в определенные на то часы, и во всем украшаются и обилуют различными добродетелями. **//Письма на разные темы. Авве Афанасию.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу** См. Толкование на [[new:ef:05:18#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 5:18]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== ** назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными** **Славословия** провозглашают крепость и величие Божие и всегда удивляются Его действиям или благодеяниям. Это и содержат все псалмы, которые или начинаются, или оканчиваются возгласом «Аллилуйя». А собственно **псалмы** касаются нравственного деяния, так что мы через посредство тела познаем, что следует делать и чего - избегать. Но кто рассуждает о вещах возвышенных и, как утонченный толкователь, разъясняет согласие в мире, порядок и стройность всего сотворенного, тот поет **духовную песнь**. Но, впрочем (чтобы более простым людям яснее высказать то, что мы хотим), **псалом** относится к телу, а **песнь** - к душе. Итак, и воспевать, и восхвалять Господа мы должны более духом, чем голосом. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **поя и воспевая в сердцах ваших Господу** Разумную жизнь любит Дух Святой: когда мы живем праведно, мы исполняемся Им, чтобы, как Павел напоминает, назидать себя и воспевать дар Божий, дабы хвала Богу раздавалась на всяком языке. В ком обитает Дух, тот всегда помышляет о духовном; оно не только на устах, но исходит из самого сердца… //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу** Каким способом достигнуть этой полноты истинной христианско-духовной радости? Во-первых, обращаясь друг к другу (по-русски неправильно: "**назидая себя**") в различных формах христианской поэзии: **псалмах** - вернее всего, новозаветных, которые сочиняли тогдашние христиане (см. [[new:1kor:14:26|1 Кор. XIV:26)]], **славословиях** или гимнах - тоже новозаветных и **песнопениях духовных** или, точнее, одах, которые названы **духовными** по своему происхождению //от Духа Святого// (пример таковой - [[new:1kor:08:start|XIII-я]] глава 1-го пос. к Кор.) [В первенствующей христианской Церкви много пели, как об этом можно заключать из многочисленных отрывков христианских гимнов, встречающихся хотя бы, напр., в посланиях Ап. Павла. Плиний в письме к Траяну говорит, что христиане собираются до восхода солнца и взаимно поют песнь Христу, как Богу (//Богдашевский//, стр. 623). Такие песнопения весьма полезны были для поддержания христианской радости в душах людей гонимых языческим правительством. Нет сомнения, что и в наши дни хорошее пение религиозных и патриотических, а равно и других светских песней сослужили бы хорошую службу в деле нравственного воспитания нашего народа, согласно поговорке: "где поют, там ты можешь оставаться спокойным - злые люди не поют"]. Во-вторых, такое настроение достигается воспеванием Господа Иисуса Христа в своих сердцах и, наконец, в третьих, постоянным вознесением благодарности Богу во имя Христа. Последнее, т. е. благодарение, особенно полезно потому, что сам благодарящий, воспоминая о благодеяниях Христа, держится, так сказать, в той сфере, в какой пребывает Сам Христос. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]