[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:21 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **повинуясь друг другу в страхе Божием** См. Толкование на [[new:ef:05:17#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Частные правила христианской жизни по состояниям 5,21-6,9// Берет во внимание святой Павел только отношения членов семейства и определяет христианский образ действования для каждого класса их. Может быть, потому так, что ефесяне, составлявшие Церковь, ни в каких других соотношениях и не состояли; или, может быть, потому, что эти отношения — главные между людьми, и никого не найдешь, кто бы не состоял в них какою-либо стороною; или еще и потому, что исправный здесь будет исправен и везде. Сначала определяет Апостол отношения главных членов, на коих стоит само семейство, — мужа и жены, — 5, 22 — 83; потом — детей и родителей, - 6, 1—4; наконец — слуг и господ, - 6, 5 — 9. Так как весь сей семейный союз держится на повиновении одних другим, то он поставляет урок повиновения во главу — 5, 21; а далее прилагает его к тем членам семейства, которые должны особенно исполнять его, именно: к женам — //жены мужам повинуйтеся// — 5, 22; к детям — //чада послушайте родителей//—6, 1; к рабам — //раби послушайте господий// — 6, 5. Вслед за уроками этим членам указывает он образ действования и соответствующих им лиц, коим принадлежит преобладающее достоинство мужей — 5, 25, отцов — 6, 4, и господ — 6, 9. Казалось бы, что со стороны сих последних не повиновение оказывается, а власть упражняется, но когда им предписывается любовно внимать нуждам соответствующих им низших и всячески устроять их благосостояние, то этим без слов говорится то же, что Господь сказал: больший — будь всем слуга (блаженный Иероним). И Апостол изображает образ служения сих больших меньшим в семействе, характеризуя власть их возможностию к ширшему деланию добра. Взаимных обязанностей членов семейства касается святой Павел и в других посланиях. В послании к Ефесянам та особенность, что здесь существеннее определено значение брачного союза. Нигде он так высоко не поставлен, и на достоинство его нигде так глубоко не воззрено, как здесь, когда идеал союза сего указан в союзе Господа Иисуса Христа с Церковию. //а) Главный урок взаимного повиновения// **повинующеся друг другу в страсе Божии** Грамматически этот текст относится к предыдущему, а по содержанию — к последующему. Сему дивиться нечего, ибо святому Павлу не чужды такие приемы. **Повинующеся** стоит в ряд с //благодаряще, поюще, глаголюще//. Но эти последние находятся в сочетании с //исполняйтеся духом//, а **повинующеся** — с этим в сочетание поставить нельзя. Святой Павел поставил так слово сие за ряд с теми, на переходе к последующим урокам. Будем принимать сии слова, как бы сказано было: **повинуйтеся друг другу в страхе Божии**. Этот урок не одних членов семейства касается, хотя их отношения из него вытекают, но обнимает всех христиан. Всякий повинуйся другому, то есть никогда не ставь на своем, а свою волю подклоняй под волю другого. Таким образом. не иметь своей воли есть коренной закон во взаимноотношениях христианских. Апостол не указывает никакого ограничения сему закону; разве только принять в сем смысле слово: **в страхе Божии**. Это значит: не из человекоугодия, не в надежде каких выход, не по каким-либо другим внешним уважениям, а по **одному страху Божию**, по уверенности, что на то есть воля Божия, не вообще только, но и в каждом частном случае. Чтоб возыметь такую уверенность, надо в каждом случае увидеть, что желание или требование другого, пред которым должна склоняться наша воля, если будет удовлетворено, принесет ему существенную пользу, временную или вечную. Повиновение при этом условии будет истекать из христианского долга — самоотвержения и любви, которой заповедано простираться до положения души своей за брата. Крепость же сих обязательств стоит на страхе Божием. Как в совершенстве исполнить эту заповедь взаимного повиновения при многоразличнейших сочетаниях и сплетениях случайностей, — в этом христианская мудрость. То несомненно, что жертвующий для других собою и своим никогда не бывает в проигрыше, если делает все по страху Божию. Ибо есть Око всевидящее, и стакан воды не останется без воздаяния в свое время, нужнейшее для каждого. Святой Златоуст говорит: «Если ты повинуешься из-за подчинения, из-за денег или из-за стыда, то тем более из страха Божия (повинуйся). Пусть не занимает один место свободного, а другой — раба, но пусть у вас будет общество друг другу служащих друзей, где нет ни гнева, ни досады, ни раздражения, где все действуют по свободному избранию и по любви друг к другу. Служи всем, как господам, и скоро ты будешь иметь их слугами. Еще более ты приобретешь их, если, ничего от них не получая, будешь отдавать им свое. **Повинующеся друг другу в страхе Христовом**, значит, чтобы мы обуздывали все страсти, служили Богу, питали любовь друг к другу, — и тогда будем достойны человеколюбия Божия» (сокращенно). //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **повинуясь друг другу в страхе Божием** См. Толкование на [[new:ef:05:19#prp_efrem_sirin|Еф. 5:19]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **повинуясь друг другу в страхе Божием** Вот опять любовь, ибо из нее проистекает повиновение друг другу: не по мирским или человеческим каким-нибудь расчетам, а в **страхе**, говорит, **Божием**. Ибо повинующиеся друг другу ради Бога никогда не впадут в соблазн и не разойдутся, имея такую прочную связь. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **повинуясь друг другу в страхе Божием** Пусть это слушают епископы, пусть это слушают пресвитеры, пусть слушает это и весь чин учителей - они подчинены своим подчиненным и пусть подражают апостолу... Между первенствующими из язычников и христиан различие состоит в том, что первые господствуют над подчиненными, а мы служим им, и мы бываем тем выше, чем меньшими из всех кажемся. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **повинуясь друг другу в страхе Божием** Повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поскольку апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым группам людей. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **повинуясь друг другу в страхе Божием** Стих этот представляет переход к следующим увещаниям, обращенным к женам, мужьям и другим членам христианской семьи. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]