[<10>] ====== Толкования на Еф. 6:18 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 18-20 **"Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно"** Имеющий духовное дарование, то есть, глагол Божий, так же силен, как самый этот глагол, о котором сказано: //"Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого"// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]. Но заметь мудрость блаженного (Павла). Он вооружал их (ефесян) со всякой предосторожностью; в заключение же всего, научает, как нужно обращаться к Царю и просить, чтобы Он простер им руку (помощи), – говоря: **"Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом".** Можно молиться и не духом, напр., когда кто молится о суетном. **"И старайтесь о сем самом"**. Иначе: трезвясь. Именно таким, то есть, неусыпным и трезвенным должно быть тому, кто вооружен и стоит при Царе. **"Со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими"**. Что говоришь ты, блаженный Павел? Ужели ты имеешь нужду в учениках? И хорошо сказано: **"Устами моими открыто"**. Без всякого сомнения, он не учился долго тому, что ему говорить; но как сказал Христос: //"Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать"// [[new:mf:10:18|(Μф. 10:18)]], – так он и совершал все, по вере и при содействии благодати. **"С дерзновением возвещать тайну благовествования"**, то есть, чтобы, как следует, защитить мне ее. Ты окован узами: не потому ли и нуждаешься в других? Да, то отвечает он. Но и когда Петр заключен был в оковы, о нем также была и при том непрестанная молитва. **"Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно"**. Другими словами: чтобы я мог отвечать смело, мужественно и с большим благоразумием. И заметь при этом благоразумие Павла. Выше он сказал:// "Возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого"//; теперь же, чтобы не сделать их надменными, указывает на то, что в этом деле они более всего имеют нужду в помощи Божьей. Что именно он говорит? **"Всякой молитвой и прошением"**. Как бы так сказал: вы этого достигнете, и все можете совершить, если станете молиться; а того никогда не будет, чтобы ты, во время молитвы, имя в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божью. **"Всякой"**, – говорит, – **"молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением обо всех святых"**. Не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всяко время приступай к молитве. Беспрестанно, говорит, молитесь. **"Молитесь во всякое время духом"**. Это значит, что мы должны просить себе отнюдь не мирских или житейских вещей, а того, что угодно Богу. Нужно молиться непрестанно, мало того – с бодростью духа: **"и старайтесь о сем самом"**, – сказано. Что бы ни разумел здесь (Павел) – всенощные ли бдения или трезвость души, – я принимаю то и другое. **//Беседы на Послание к Ефесянам.//** ---- То есть, не языком только и с постоянным бдением (телесным), но и самою душою: **«духом»**. Ваши прошения, говорит, да будут духовны; да бодрствует ваш ум, ваша душа да внимает словам. Просите того, что прилично просить от Бога, чтобы получить вам и просимое. И при этом ведите себя внимательно, трезвясь и бодрствуя душею, не выказывая небрежности, не носясь умом туда и сюда, но свое //«спасение со страхом и трепетом соделывайте»//, потому что сказано: //«блажен, иже боится всех за благоговение»// [[old:pr:28:14|(Притч.28:14)]]. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве о всех святых** Предшествовавшие два ряда оружий духовных завершает святой Павел молитвою. Грамматически сочетавается это последнее оружие с первыми тремя: там — препоясавше чресла, оболкшеся в броня, обувше нозе, и здесь — молящеся. Но, по существу дела, она не менее относится и к последним трем. Она сопровождает все их и всем им силу придает — Божескую. В другом месте сказал святой Павел, что оружие воинствования нашего сильно Богом. Сила сия от Бога низводится в них молитвою. Святой Златоуст так и представляет дело. Облек, говорит, воинов, теперь приводит их к царю с прошением о помощи. «Примечай мудрость блаженного Павла. Там он вооружал ефесян, научая и всем предосторожностям. А здесь, в заключение всего, научает, как нужно обращаться к царю и просить, дабы он послал им свою помощь. Ибо, сказавши: **всякою молитвою и молением молитесь**, он указал на то, что если в каком, то наипаче всего в этом деле имеют они нужду в помощи Божией. Он как бы так сказал: вы этого достигнете, да и все можете совершать не иначе как в таком случае, если станете молиться». Указывая на необходимость молитвы, Апостол тут же указывает и на то, какова должна быть молитва, чтобы быть услышанною. Первое — молитесь, говорит, всякою молитвою и молением, то есть всеусердно, с болезнию сердца, с пламенным к Богу устремлением. Святой Златоуст образец такой молитвы указывает в Анне, матери Самуила. «Много, говорит, пролила она слез. Устыдимся такой женщины! Она молилась о даровании ей сына и плакала, а мы просим о Царствии Небесном — и делаем это с какою-то небрежностию! — //И ста//, сказано, //пред Господом// и молилась: //Господи Боже сил// [[old:1ts:01:11|(Цар. 1, 11)]]. Но слезы лились прежде, чем она могла что-нибудь выговорить. Ими она и надеялась преклонить к себе милость Божию. Где слезы, там полное сокрушение, а где сокрушение, там много любомудрия и осмотрительности. — Затем смотри, какое благоговение и в том, что //устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся// (ст. 13). С таким расположением приступает к Богу человек, искренно желающий получить просимое. Леность, невнимательность, рассеянность, небрежность, беспечность не имеют в нем места». Второе — молитесь, говорит, **во всяко время**. Этим заповедует он неотступность и неусыпность молитвы. Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием духа всегдашним. «Смотри, не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит! — Во всякое время приступай к молитве, как и в другом месте сказал: //непрестанно молитеся// [[new:1sol:05:17|(1 Сол. 5, 17)]]. Не слышал ли ты о вдовице, как она победила судию, благодаря своей неотступности? Не слышал ли, как один друг в самую полночь крепко молил, и — умолил своего друга? Не слышал ли и о хананеянке, как она своею неотступною просьбою возбудила к себе участие в Господе? — Эти люди получили, чего желали, - и каждый потому, что был неотступен в своей просьбе» (святой Златоуст). Третье — молитесь, говорит, **духом**, то есть молитва должна быть не внешняя только, но и внутренняя, умом в сердце совершаемая. В этом существо молитвы, которая есть ума и сердца к Богу возношение. Святые отцы различают умно-сердечную молитву от духовной. Первая творится сознательною самодеятельностию молящегося, а вторая находит, и хотя сознается, но движется сама помимо усилий молящегося. Эта молитва духодвижная. Последней нельзя предписывать, ибо она не в нашей власти. Ее можно желать, искать и благодарно принимать, а не совершать, когда ни захочешь. Впрочем, у людей очищенных молитва большею частию бывает духодвижною. Надо потому полагать, что Апостол предписывает умно-сердечную молитву, когда говорит: молитесь духом. Можно прибавить: молитесь умно-сердечно, с желанием достигнуть и духодвижной молитвы. Такая молитва держит душу сознательно пред лицем Бога вездесущего. Привлекая к себе и отражая от себя луч Божеский, она разгоняет врагов. Можно наверное положить, что душа в таком состоянии неприступна для бесов. — Так только и можно молиться во всякое время и во всяком месте. Четвертое — **и в сие истое бдяще во всяком терпении**. Этим заповедуется притрудность молитвы, или преутруждение себя в молитве. Опыты услышания молитв, народных ли или частных, показывают, что христиане, уповавшие испросить молитвою благопотребное, приступали к молитве не слегка и не как к легкому делу, но назначали пост и бдения, долгие молитвословия и многочисленные коленопреклонения. Такой болезненный труд в молитве и привлекал скорую Божию помощь. Такого рода преутруждение в молитве и предписывает здесь святой Павел. **В cиe истое**, то есть для этого именно, чтобы получить свыше помощь, бдите в молитве с терпением. Терпение по-гречески означено таким словом, которое указывает на терпеливое пребывание в труде, приседение одному и тому же делу, или усидчивость.— Феодорит пишет: «Божественный Павел повелевает бдеть и непрестанно молиться, и не ослаблять телесного труда, но пребывать в нем с великим терпением».— Как, потому, согласно с Апостольскою заповедию, в Святой Церкви нашей ведутся долгие молитвенные службы! — Как мы всегда окружены врагами, всегда, следовательно, имеем нужду в молитве скороуслышанной, то необходимы для нас и чины молитвенные преутруждающие. Они таковы у нас и есть. Об этом преутруждении себя в молитве часто поминают отцы подвижники. Есть у них такие отзывы, - что молитва, в которой не поболел кто телом и духом, не хорошая молитва. Или: льготность да изгнана будет из ваших молитвенных правил. Труд в молитве — внешнее дело; но он вводится не за тем, чтобы заменял собою — внутреннюю молитву. Равно как и та введена не за тем, чтоб отменено могло быть дело внешнего молитвования. То и другое надо. Святой Златоуст говорит: «**И в сие истое бдяще**, сказано. Что бы ни разумел здесь (святой Павел) — всенощные ли бдения или трезвость души, — я принимаю то и другое». Затем святой Златоуст указывает пример молитвенного труда опять в хананеянке, вдовице, и другие, показывая, сколько подняли они труда, пока достигли желаемого. **И в молитве о всех святых**. Это может быть пятым свойством молитвы, потребным для того, чтобы она была услышана. Апостол пишет целой Церкви и ей заповедует молиться не о себе только одной, но и о всех святых, — о всякой другой Церкви верующих, - о благостоянии святых Божиих церквей; заповедует то есть, чтобы в молитве никто не особился, один ли кто молится, или целое собрание верующих, но, как у нас потребности духовные у всех одинаковы и враги, ратующие против нас, одни и те же, то чтоб, молясь, всегда молились и о всех. Из этого что выходило? — Если ефесяне молятся о всех, то и все об них. И становится чрез это их молитва сильною, как молитва всего тела Церкви. Назовем это общностию молитвы, поставляя и ее в условие скороуслышности молитвы. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых** **Чрез всякую молитву и прошение, молясь** не за одних только самих себя, но и **за всех святых**. См. также Толкование на [[new:ef:06:16#prp_efrem_sirin|Еф. 6:16]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом** Вооружив их, наконец, ведет к царю, чтобы умолять Его, да прострет Он руку. Ибо сказав: //возможете угасить//, чтобы не возгордились, говорит: вы имеете нужду в Боге и можете завершить все дело вместе с упомянутым молитвой, молясь не просто, но **всякою молитвою и прошением**, с плачем, биением в грудь, коленопреклонением и тому подобными действиями. И не в установленные только часы, но **во всякое время** и **духом**, то есть духовного прося, а не мирского. Но говоря: **всякою молитвою молитесь**, намекает, что можно и совершая молитву, не молиться, когда кто пустословит. **и старайтесь о сем самом** Или о всенощных бдениях здесь говорит, или о бодрствовании души, то и другое можно понимать. Ибо вооруженному и стоящему пред царем должно быть бодрствующим. **со всяким постоянством и молением** Подобно хананеянке, вдовице и Анне. Ибо такова действительно молитва соединенная с терпением. **о всех святых и о мне** Итак, не за себя только должно молиться. Но заметь смирение: последним ведь ставит себя, и просит учеников молиться, и это тот, который находился в узах за Христа. Да и Петр находился в узах, и за него усердная молитва была совершена Церковью. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых** Всегда окруженные врагами не могут спать. Поэтому-то божественный апостол и повелевает им бодрствовать, и непрестанно молиться, и не ослаблять телесного труда, но пребывать в нем с великим терпением. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых** Иначе говоря, [Павел призывает нас к тому, чтобы] мы не просто говорили, произносили или повторяли нараспев какие-то слова, молясь как бы рассудочно, по писаному, но чтобы мы молились **во всякое время духом**, т.е. соединяли бы с молитвою чувство и внутреннее одушевление. Другими словами, чтобы внутренний человек молился в полноте желания и молился всегда; чтобы, даже когда не молится, **молился духом**. **Молитва** совершается, как я думаю, тогда, когда мы прославляем Бога, и когда повествуем о Его великих деяниях, и когда благодарим или совершаем прочее, подобное этому. **Прошение** же имеет место тогда, когда мы взываем к Богу либо о милости, ради наших грехов, либо о ниспослании нам благодати. Слова **во всякое время** можно понять как время, данное человеку, т.е. день. Но если понять это **во всякое время** в более широком смысле, что оно означает дополнительно? Со **всяким постоянством**. А слова **со всяким постоянством** могут быть поняты как относящиеся к расположению души. Во всякой молитве мы должны быть не как спящие, не уподобляться тем, которые повторяют, или читают, или произносят по памяти затверженное, - а что и как говорят, такие люди едва понимают. Святые, и епископы, и апостолы, и старшие должны молиться за верующих, и за оглашенных, и за всех прочих. Павел часто перечисляет их в таком порядке и во всякой своей молитве упоминает их всех. С другой стороны, говорит он, пусть они, младшие, тоже молятся во всякой своей молитве и за святых, и за епископов, и за меня. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых** Если мы живем праведно, Дух Святой пребывает в нас и мы, возможно, обретаем то, о чем молим [Бога]. Вот это и значит - **молиться во всякое время духом**, с чистой совестью и искренней верой отправлять мольбу Богу. А кто молится с нечистыми помыслами, собираясь снова грешить, тот молится плотски, просит не об избавлении от греха, а об исполнении своего замысла. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых** Духовная борьба непременно должна сопровождаться молитвою к Богу. Эта молитва - **всякая**, т. е. принимает различный характер по мере нужды, какую чувствует духовный воин. Молитва должна совершаться // в Духе Божием//, Который помогает нам в молитвах [[new:rim:08:26|(ср. Рим VIII:26)]]. При этом духовный воин должен постоянно молиться и о всех христианах (**святых**), так как и все они ведут духовную борьбу с духами злобы (**постоянством и молением** - постоянно молясь). "Никогда не будет того, чтобы ты, во время молитвы, имея в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божию" (Златоуст). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:ef:06:10#lopuxin_ap|Еф. 6:10]] [<10>]