[<10>] ====== Толкования на Евр. 1:5 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном** **Кому когда-либо из Ангелов сказал**: //Сын мой еси Ты// [[old:ps:002:07|(Пс. 2:7)]]? Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, - однако же ни одному из Ангелов не сказано: **Я буду** Ему Отцом и Он будет Мне Сыном [[old:2ts:07:14|(2 Цар. 7:14)]]. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 5-7 **Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; и паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына; егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да покло́нятся Ему вси Ангели Божии. И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящь** Что же это? **«Сын»**, Бог всего, Отец Его, говорит: **«днесь родих Тя. Днесь»** не время показывает, но что Отец никогда не был отделен от рождения **Сына**. Как бы всегда, говорит, я так к Тебе отношусь; не так, чтобы рождение было прошедшим, но оно всегда настояще и постоянно и не имеет конца. Смотри же, не лучше ли соединять так, что оба выражения сказаны о Христе: //«Сын Мой еси Ты»// и //«Аз днесь родих Тя»// [[old:ps:002:07|(Пс. 2:7]]; [[new:evr:01:05|Евр. 1:5)]]. Выражение: **«Сын Мой еси»** – поскольку Слово, ибо через **«еси»** указывает на вечное рождение; выражение же: **«днесь родих Тя»** – поскольку плоть, ибо открывает недавнее рождение, ибо рожден благоволением Отца. **«Дух Святый»**, говорит Ангел, //«найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя»// [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]]. Мы слышали, что и люди – сыны (Божии), но по благодати, а Ангелы – не слыхали, чтобы величие их можно было не признавать присвоенным (им) не по благодати, а по природе. Напротив, Христос не по благодати (**Сын**), а по природе. - **«Аз днесь родих Тя»**. Присваивает Отец рождение **Сына** по плоти. Посему сказал (апостол) **«днесь».** Так и святой Афанасий. - **«Буду Ему во Отца»**. И это опять принимай, как присвоение Отцом рождения по плоти **Сына**. Ибо ясно, что слово **«буду»** говорится сообразно с тем, что́ по плоти. - **«Егда же паки вводит»**. Все должно принимать с вочеловечением. Ибо слово **«вводит»** вместо – вручает, полагается. Ибо тогда Он приобрел ее (вселенную), которая добровольно состояла во власти Его, когда Он за все вкусил смерти и когда принял в сохранение, Бог сый. Делая речь понятной, сказал, что **Отец вводит Сына**. Слово **«вводит»** понимает не (в том смысле), что по месту издавна Он был вне мира (ибо каким образом Он «вся исполняяй?)», но что, будучи Богом, не имел ничего общаго с миром. Когда же воплотился, тогда стал иметь общее с миром, соединив с Самим Собою тварное. Так думает святой Кирилл в своем произведении «Бог Христос» и святый Григорий Нисский в речах против Евномия. Слово **«Первороднаго»** не о втором, но об Одном и Единственном рожденном от Отца. - **«Егда же паки вводит Первороднаго»**, то есть когда благоволил с плотию показать **Первороднаго Своего Сына** людям. Ибо говорит: //«и се, Ангелы приступили и служили Ему»// [[new:mf:04:11|(Мф. 4:11)]], и //«отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому»// [[new:in:01:51|(Ин. 1:51)]], то есть **да поклонятся Ангелы** Сыну с плотию (явившемуся во плоти). - **«И да поклонятся Ему»**. Ему вместе с плотью. - **«Творяй Ангелы Своя духи»**. Так как они – тварь, то посему и говорит **«творяй»**. **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя **[[old:ps:002:07|(Пс. 2:7)]] Откуда, говорит, видно, что Он лучше ангелов? Из имени Его: имя Сын означает истинное рождение, то есть что Он из Него. Если Он Сын по благодати, то ниже ангелов. Выражение //Я ныне родил Тебя// означает не что иное, как то, что Он от начала, с которого и Отец. Как выражение: "сый" ("сущий") употребляется о Боге в настоящем времени, потому что оно более всего прилично Ему: так точно и выражение: //ныне//. Впрочем, некоторые считали, что слова //Я ныне родил Тебя// сказаны не о предвечном рождении, а о рождении Его по плоти. Ибо и оно было свыше: от Святого Духа, по благословению Отца. **И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном** [[old:2ts:07:14|(2 Цар. 7:14)]] Это, очевидно, сказано в отношении плоти. Ибо, когда Он принял ее, то уже все подобное без опасения говорится о Нем. Итак, воспринятая природа унаследовала подлинное имя Сына, которое имело Слово, соединившись с ней, так как она ипостасна в Нем, как и ангел сказал: //и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим// [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]], и еще: //Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего// [[new:lk:01:32|(Лк. 1:32)]]. Этого никто не получил из ангелов. Если же некоторые из праведников и называются сынами Божиими, то по благодати; а у Христа не так: у Него сыновство по ипостасному тождеству с воспринятой Им человеческой плотью. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном** **Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой ecи ты, Аз днесь родих тя** [[old:ps:002:07|(Пс. 2:7)]] Сказал это Бог Отец Сыну Своему чрез Давида. Словами: «**Сын Мой еси Ты**» указал на предвечное рождение Его, коим телесно соединено бытие Его с бытием Отца. Слово: «**днесь**» означает рождение во дни, во времени. «**Родих**» означает происхождение Сына от Отца и вместе благоволение к Нему Отца. А ими «**Сын**» вообще означает, в связи с вышесказанным «**родих**», близость и единосущие. «Наследствова» же Христос это имя по человечеству, когда плоть приобщилась высшему – Божеству, и Божество соединилось с низшим – плотию. **И паки** Т. е. рече. **Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына** [[old:2ts:07:14|(2 Цар. 7:14)]] В Сына истиннаго. Ибо будучи Сыном по божеству Своему, Он будет им и по человечеству, по смыслу наследия и приобщения высшему. И если бы под сыновством Его разумелось сыновство нe истинное, тогда Христос оказался бы не только не превосходящим Ангелов, но гораздо низшим их. Ибо и люди праведные именуются сынами Божиими – по благодати. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном** Свою мысль апостол подтверждает и поясняет рядом ветхозаветных изречений, показывая, что его мысль //не новая//, а //вечная//, как сама истина.// "Сказал... вводит... говорит..."// - сказуемые к подразумеваемому подлежащему Бог. В некоторых местах Ветхого Завета Ангелы называются также //"сынами Божиими",// но в данном случае апостол имеет в виду указать на совершенно особое личное единственное в своем роде сыновство, оттеняемое и у Псалмопевца более точным определением: //"Сын Мой, Которого Я родил"//, т.е. Сын единородный по существу, равный по природе и Божественным свойствам. - //"Ныне (днесь)"// - по мнению одних толковников - указывает на вечное рождение Сына от Отца, так как в вечности нет прошедшего и будущего, а одно вечное настоящее, вечное есть. Прошедшее же время глагола //родил// (gegennhka) означает с одной стороны //совершение//, а с другой постоянное //продолжение// этого рождения. По мнению других (особенно греческих) толковников, выражение днесь относится к временному рождению в воплощении, когда Христос и как человек стал Сыном Божиим. По смыслу этого толкования, //ныне (днесь)// должно относить ко времени земной жизни воплотившегося Сына Божия, и в таком случае прошедшее время глагола родил указывает на время его воплощения по наитию Св. Духа от Девы Марии. По мнению третьих, выражение псалма относится апостолом к воскресению и вознесению Христа, т.е. ко времени Его прославления, имеющего продолжаться вечно (ср. [[new:act:13:33|Деян 13:33]] ;[[new:act:04:25|4:25]] и дал.). -// "И еще..."// т.е. кому когда сказал Бог? (подразумевается: никому никогда). - //"Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном..."// Слова эти, ближайшим образом сказанные о Соломоне, заключают также в себе обетование о восстановлении семени Давида и о вечном пребывании царства и престола его, что во всей полноте осуществилось лишь в лице Иисуса Христа - Мессии, к Которому относили это обетование и сам Давид, и Соломон, и пророки, и Архангел Гавриил в благовестии Деве Марии ([[new:lk:01:32|Лк 1:32]]; ср. [[old:2ts:07:19|2 Цар. 7:19]]; [[old:is:22:37|Ис XXII:37]]; [[old:3ts:05:05|3 Цар. 5:5]]; [[old:3ts:08:17|8:17-20]], [[old:3ts:08:24|24]]; [[old:is:09:06|Ис 9:6-7]]; [[old:ier:23:05|Иер ХXIII:5]]; [[old:ier:33:15|XXXIII:15]]; [[old:zah:06:12|Зах 6:12-13]]; [[new:act:02:30|Деян 2:30]]). [<10>]