[<10>] ====== Толкования на Евр. 1:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих** См. Толкование на [[old:is:40:13#svt_afanasij_velikij|Ис. 40:13]] **//Слово пространнейшее о вере.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих** **К кому**, говорит,** из Ангелов сказал**: //седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги Твои// [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]]? =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 13-14 **Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение** Итак, начало естества нашего вознес к Отцу. И этот дар высоко оценил Отец и, вследствие достоинства Принесшаго и по непорочности Принесеннаго, как бы взял собственными руками, положил этот дар около Себя и сказал: **«Седи одесную Мене»**. Сказал **«седи»** – не другое что желая показать, говорит – будто Он не осмелился бы сесть, разве по приказанию, – да не будет, но чтобы ты не считал Его безпричинным. А что это именно так, на это указывает и место седения – знак равночестия, и сказанное выше **«седи»**, хотя раньше не слышал Он: **«седи»**. Или, так как пророк не в состоянии был иначе выразить согласие и соизволение Отца на седение, то и воспользовался выражением **«седи»**. Велико и это, и не только превышает человеческое естество, но и всю тварь. Однако по человечеству и Ему говорится. Ибо, как Бог, Сын имеет вечный престол. «Престол Твой Боже», говорит, «в век века». Ибо не после Креста и страдания, как Бог, удостоился Он этой чести, но как человек воспринял то, что имел как Бог. Ибо не умаленным будучи возвысился, но, будучи высоким и //«будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба»// [[new:fil:02:06|(Флп. 2:6-7)]]. Посему и евангелист взывает: //«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]. И Господь говорит: //«Я в Отце и Отец во Мне»// [[new:in:14:11|(Ин. 14:11)]]. И в другом месте: //«прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»// [[new:in:17:05|(Ин. 17:5)]]. Итак, как человек, Он слышит: **«седи одесную Мене»**. Ибо, как Бог, Он имеет вечное владычество. - **«Дондеже положу враги Твоя»**. Вот доказательство законнаго происхождения Сына. Гневается Отец **на врагов** Сына; это сказал не потому, что Сын один не мог бы положить их **под ноги** Свои, но чтобы показать тождество воли. **«Дондеже»** не означает времени, когда после положения врагов **под ноги** Его они вознамерятся возстать опять. Отнюдь нет, но желает показать, что Он не безсилен будет положить всех подножие. Ибо **«дондеже»** откладывается до того времени, после коего они не возстанут, о чем святой Григорий во втором слове «О Сыне» говорит. - **«Не вси ли суть служебнии дуси»**. Ободряет их (апостол), говоря, что Христос – истинный Сын Божий, а Ангелы, сослужители нам, поставлены в такую службу, чтобы все делать и исполнять для спасения нас – людей. Ведь Ангелы многократно были служителями у людей – у Марии, при гробе Господа, у Корнилия. **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих** [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]] Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там. ===== Евфимий Зигабен ===== **Кому же от ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног Твоих** Действительно (не сказал) никому из сотворенных: ибо одной только несотворенной Троице свойственно и общение вместе, и равночестие. И «**седи одесную Мене**», сказал Отец Сыну чрез Давида. Такою совместностию сидения Он почтил Его по плоти, по причине неразрывности ея единения с Божеством. Но так как Бог Отец, будучи бестлесным, не имеет ни правой, ни левой руки (ибо это есть принадлежность тела), то как словом: сидеть он означает покой и наслаждение царством божественным, так и «**одесную**» – Его близость, родственность и равночестие. «**Враги**» же, это – прежде всего злые духи, a затем и все неверующие: Иудеи, Эллины и еретики. А слово «**дондеже**» не всегда отделяет строгою границею деятельность прошедшаго времени от протяженин ен и в будущем, слово это иногда не отрицает продолжаемости ея и впредь, как, например, теперь. В таком смысле равсуждает об этом и Григорий Богослов в первом своем слове о Сыне. Да и как иначе сохранило бы свой смысл выражение: «//Царствование Его есть царство, еже не сокрушится во веки//» [[old:dan:02:44|(Дан. 2:44)]], а равно: и «//Царствию Его не будет конца//» [[new:lk:01:33|(Лк. 1:33)]]? Подножием же ног называет тех, которые будут покорены под ноги Его. Об этом подчинении пространне сказано в первом послании к Коринфянам, где говорится: «//Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима//» [[new:1kor:15:25|(1 Кор. 15:25)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// [<10>]