[<10>] ====== Толкования на Евр. 2:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть** **Посему особенно надлежит нам быть внимательными** к словам, **кои мы слышали** от Сына, **дабы не отпасть и нам**, как прежний народ. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-3 **Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание, праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися** Посему, так как глубоко и важно все относящееся к воплощению, должно нам **«лишше внимати»**, чем, говорит, мы внимали закону. **«Да не когда отпадем»**, то есть отпадем должнаго и спасительнаго пути. - **«Глаголанное Ангелы слово»**. Или относительно закона говорит, что он дан был через Ангелов, как и в послании к Галатам говорит: **«преподан через Ангелов»** [[new:gal:03:19|(Гал. 3:19)]], именно при их участии, или относительно **глаголаннаго от Ангелов** другим, как, например, о содомлянах, на месте плача при Судиях, когда явился **Ангел** Господень к Израильтянам и обличил беззакония их. Ибо должно, говорит, всех истребить, а вы даже и союз заключили с ними. Посему не истребит Бог оставшиеся народы. Услыхав это, они восплакали единодушно. Отсюда и «плачем» названо место то. Он же говорит следующее: ибо если **«глаголанное Ангелы»** сбылось и имело исполнение, то насколько более сбудется **глаголанное** Сыном Божиим? - **«Праведное мздовоздаяние**», то есть наказание. Вот что говорит он: если **глаголанное Ангелы** в Ветхом Завете исполнилось и прегрешившие все получили (возмездие), то какое будем иметь прощение мы, видя тех, получивших возмездие, и нерадя? - **«О толицем нерадивше спасении»**. Не блага земли обетованной как Ветхий Завет (даруются), но Царство Небесное и сыновство. О **«спасении»** же, говорит, показанном и открытом Христом, то есть о вере в Него. **«Толицем»** же, сказал, **«спасении»**, показывая, что в Ветхом Завете не таково было спасение. - **«Глаголатися от Господа»**. Затем показывает истинность его (спасения). Ибо не кто другой, говорит, послужил ему, как например Моисей в Ветхом Завете, но Сам Христос. - **«Слышавшими». Слышавшими** принесенное нам упрочилось и принято с верою. Кто же это **«слышавшие»**? Божественные, очевидно, ученики. Чтобы не смутить, не говорит, что и он сам слышал от Христа, хотя и слышал. **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному** Так как, говорит, настолько велико превосходство говорившего нам Сына пред пророками и ангелами, служителями Ветхого Завета, то сказанному Им должно внимать больше, чем закону. Но прямо он не сказал этого, чтобы не поразить их в начале; он предоставил им делать заключение об этом из последующего. Говорит это, не сравнивая Ветхий Завет с Новым, - нет, но против мнения тех, которые с большой славой отзываются о Ветхом Завете и пренебрегают Новым. **Чтобы не отпасть** То есть, чтобы нам не погибнуть. Выражение заимствовал из Притчей: //сын мой//, говорит Премудрый, //не упускай// [[old:pr:03:21|(Притч. 3:21)]], выражая и легкость отпадения, и тяжесть погибели. Ибо отпадшее трудно восстановить. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем** Так как то, что относится до вочеловечения (Христа) заключает в себе глубокий и тонкий смысл; то мы должны быть гораздо боле к этому внимательны, нежели как были внимательны к (ветхому) закону, «чтобы не отпасть», то есть не уклониться от своего долга и от пути, ведущаго к спасению. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть** //"Посему..."// - увещание к вниманию относительно слышанного выводится как практическое заключение для читателей из вышесказанного о превосходстве Иисуса Христа пред Ангелами по власти и достоинству. - //"К слышанному"// - не только в I главе, но вообще в проповеди евангельской о спасении. - //"Чтобы не отпасть..."// mh pote parapuwmen... - слав. //да не когда отпадем.//.., чтобы не пройти мимо совершающегося дела спасения, не лишиться участия в этом спасительном течении, не удалиться от него и не погибнуть. [<10>]